Дмитрий Кобяков, Евгений Шах

ДМИТРИЙ КОБЯКОВ, ЕВГЕНИЙ ШАХ

Дмитрий Кобяков

ГОРЕЧЬ ("Птицелов" Париж. 1927). КЕРАМИКА (Там же. 1925)

Евгений Шах


Есть в России довольно даровитый поэт Пастернак. Стих у него выпуклый, зобастый, таращащий глаза, словно его муза страдает базедовой болезнью. Он без ума от громоздких образов, звучных, но буквальных рифм, рокочущих размеров. Синтаксис у него какой-то развратный - чем-то напоминает он Бенедиктова. Вот точно так же темно и пышно Бенедиктов писал о женском телосложенье, о чаше неба, об амазонке.

Восхищаться Пастернаком мудрено: плоховато он знает русский язык, неумело выражает свою мысль, а вовсе не глубиной и сложностью самой мысли объясняется непонятность многих его стихов. Не одно его стихотворенье вызывает у читателя восклицанье: "Экая, ей Богу, чепуха!" Такому поэту страшно подражать. Страшно, например, за Марину Цветаеву. Страшно и за молодого поэта Дм. Кобякова, выпустившего только что два небольших сборника. Книжка "Горечь" открывается посвящением Пастернаку: "Каким просторам открывал? Где намечают поцелуем". Причем тут дательный падеж, где подлежащее и прямое дополнение - вряд ли знает сам автор. Почти в каждом стихотворенье есть такого рода курьезы. "Когда копьем простая ложка ранит в предсмертном стоне увидавших глаз". Язык крайне неряшлив. "Не вспомню, зачем и куда я закинул письмо заказное и, кажется, мне". Мужские рифмы частенько нелепы: стен - тел, чешуи - ширь, любви - просил, еще - слет, саду - задув (последнее особенно мило). От того, что в словах "стен" и "тем" совпадают буквы "т" и "е", еще не значит, что это совпадение улавливается слухом (а ведь как там ни верти, рифма создана для слуха, а не для глаза). Этак можно дойти до того, чтобы рифмовать "кровь" и, скажем, "ротмистр" (и тут и там "ро"). Несмотря, однако, на эту тягу к искалеченной рифме и к модной неуклюжести стиха, ничуть не лучшей, по своему существу, текучести-певучести бесчисленных маленьких Апухтинов прежних лет, - несмотря на манерную томность выражений и на пастернаковское влияние, Кобякову не удается вконец вытравить поэзию из своих стихов. Хорош, например, пляж (9-е стихотворенье в сборнике "Керамика"), где у "кабинок коричневых черные рты" и "душно в бутылочной зелени вод". Чрезвычайно удачно третье стихотворенье в том же сборнике: поэт, сидя в таверне, рвется "через дым, через звуки туда, где медленно плыло норвежское судно - на плоских обоях - в пятнистую даль". Тут, по крайней мере, неясное выражение образно, т. е. ясно.

не может быть просто "настроением", "лирическим нечто", подбором случайных образов, туманом и тупиком. Стихотворенье должно быть прежде всего интересным.

В нем должна быть своя завязка, своя развязка. Читатель должен с любопытством начать и с волненьем окончить. О лирическом переживанье, о пустяке необходимо рассказать так же увлекательно, как о путешествии в Африку. Стихотворенье - занимательно, - вот ему лучшая похвала.

"пусть ласков свет чужой культуры"), но как хорошо зато стихотворенье "я видел сон: горячего коня и всадника прекрасного на диво" (и особенно хороша развязка: "и лишь на камнях и кустах остались - лоскутья мяса и густая кровь, - и муравьи ручьями к ним стекались") или описанье городской весны: "и торцы, как зеркало, блестящие, пахнут жарко нефтью и смолой; бабочки летают настоящие над коварной, липкой мостовой". Особенно удачен "Сентябрь" и "Бунт вещей" ("Вещи каждое утро ожидают события, но высокая мачта Эйфелевой башни никогда не будет готова к отплытию"). Если и есть у Шаха наивность, подчас не совсем приятная (возмущенье по поводу "разврата" "Эжазе" и т. д.), то зато нет ни вывертов, ни абракадабры. Это настоящий поэт.

(Впервые: "Руль", 11 мая 1927.)