Федотов О.И.: Между Моцартом и Сальери (о поэтическом даре Набокова).
2.3. Мерный амфибрахий

2.3. Мерный амфибрахий

Субъективные представления любого поэта об эмфатических ореолах культивируемых им верификационных формант, конечно, нельзя принимать за их универсальные объективные свойства. Однако в рамках его индивидуальной системы изобразительно-выразительных средств они приобретают некоторые реальные очертания: если стихотворец так их видит, то соответствующим образом и стремится реализовать в своем творчестве. Теоретическая рефлексия Набокова в этом смысле особенно показательна. Он охарактеризовал практически все составляющие своего метрического репертуара, по крайней мере в его классической части. Любопытно, насколько эти субъективные характеристики совпадают с практическим их воплощением.

Возьмем за основу последовательность силлаботонических метров в его наиболее концептуальных в этом смысле «Размерах». Обращаясь к адресату своего стихотворного послания, поэт начинает разговор с «мерного амфибрахия». Амфибрахический стих, по его мнению, передает прежде всего «говорные, повествовательные» интонации. Так ли это? Всего амфибрахием в пределах анализируемого сборника «написалось» пятнадцать стихотворений. Из них с параметрами, декларированными поэтом, согласуется примерно половина. Открывают эту группу стихотворения, навеянные Некрасовым, Лермонтовым и чуть менее откровенно Блоком, — «Россия» («Не все ли равно мне, рабой ли наемницей...», 5 марта 1919 г., Крым), и «Русалка» («Пахнуло с восходом огромной луны...», 13 июля 1919). В первом случае характеристика родной страны, опозоренной революцией и Гражданской войной, недвусмысленно налагается на судьбу некрасовской лирической героини, падшей женщины. Во втором случае лежащий в основе ритмического движения лермонтовских баллад «Русалки» и «Над морем красавица-дева сидит...» спаренный со сплошь мужскими клаузулами 4-стопный амфибрахий получает более чем адекватную тематическую, жанровую и даже отчасти сюжетную поддержку:

Волшебно-возможного полночь полна.

Река предо мною зеркально-черна.

Гляжу я — и тина горит серебром,

и капают звезды в тумане сыром.

Гляжу — и, сияя в извилистой мгле,

русалка плывет на сосновом стволе.

Ладони простерла и ловит луну:

качнётся, качнётся и канет ко дну.

Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!

Вздохнули, как струны, речные струи.

Остался лишь тонкий сверкающий круг,

да в воздухе тает таинственный звук...

(116)

Повествовательный элемент содержится и в амфибрахиях таких стихотворений, как «Памяти друга» («В той чаще, где тысяча ягод...»), «Все окна открыв, опустив занавески...», «Как часто, как часто я в поезде скором...», «Родина» («Бессмертное счастие наше...», 1927), «Ласточка» («Однажды мы под вечер оба...») и в особенности «Перо» («Зелененьким юрким внучатам...», 7 июня 1921, Кембридж):

Зелененьким юрким внучатам

наказывал леший в бору:

По черным ветвям, по зубчатым, жар-птица порхнёт ввечеру; поймайте ее, лешенёчки, и клетку из лунных лучей возьмите у ключницы-ночки, да так, чтоб не видел Кащей.

(174)

С другой стороны, Набоков не оставил без внимания и не менее представительную ипостась «мерного амфибрахия», традиционно обслуживавшего в русской поэзии напевную лирику. Самое первое из стихотворений подобного рода «Ты многого, слишком ты многого хочешь!..», датированное 26 ноября 1918 г., было написано под явным влиянием Лермонтова. Об этом свидетельствуют: стилистика, эгоцентрическая позиция лирического героя, интонации, характерные синтаксические конструкции, обращение к неназванному собеседнику и один к одному размер «На севере диком стоит одиноко...», а именно: 4—3-стопный амфибрахий с чередованием женских и мужских клаузул:

Тоскливо и жадно любя,

напрасно ты грезам победу пророчишь,

когда он глядит на тебя.

Поверь мне: он женщину любит не боле,

чем любят поэты весну...

Он молит, он манит, а сердце — на воле

и ценит лишь волю одну!

(104)

Разностопные амфибрахические размеры присутствуют ещё в двух более поздних стихотворениях, также безапелляционно тяготеющих к напевной стилистике лермонтовского толка: «Блаженство мое, облака и блестящие воды...» (Ам4-3) и «Viola tricolor» («Анютины глазки, веселые глазки...») (Ам4443).

К ним следует присоединить еще четыре равностопных текста: «Ты на небе облачко нежное...» (10 ноября 1918, Крым) (3-стопный амфибрахий со сплошной дактилической каталектикой), «Осень» («И снова, как в милые годы...», 25 сентября 1919) (Ам3), «На сельском кладбище» («На кладбище солнце, сирень и березки...», опубл. 19 ноября 1922 в газ. «Руль») (Ам4) и «Поэты» («Из комнаты в сени свеча переходит...», 1939,

Париж) (Ам4). В последнем случае явственно слышатся надрывноисповедальные интонации Некрасова:

Из комнаты в сени свеча переходит

пока очертаний своих не находит

беззвездная ночь в темно-синих ветвях.

Пора, мы уходим — еще молодые,

со списком еще не приснившихся снов,

на фосфорных рифмах последних стихов.

А мы ведь, поди, вдохновение знали,

нам жить бы, казалось, и книгам расти,

но музы безродные нас доконали,

(205)

мистификацией, имевшей целью разыграть и дискредитировать «почтенного критика» Георгия Адамовича. Как писал впоследствии сам поэт, уловка вполне удалась. В своем недельном отчёте в «Последних новостях» Адамович с таким красноречивым энтузиазмом приветствовал появление «таинственного нового поэта», что мистификатор уже не мог удержаться от того, чтобы не продлить шутку, описав свои встречи с несуществующим Шишковым в рассказе «Василий Шишков» (опубл. в «Последних новостях» 12 сентября 1939), «в котором, среди прочего изюма, был критический обзор самого стихотворения и похвал Адамовича» (566).

Таким образом, четырнадцать выявленных нами амфибрахических стихотворений Набокова почти поровну распределились по двум стилистическим регистрам его лирики (8 + 6), с небольшим перевесом в пользу «повествовательной» группы, причиной чему можно считать более выраженное тяготение амфибрахия к балладе в чистом виде или к стихотворениям балладного типа. При этом нельзя не отметить, указанные ассоциации, несомненно, дают о себе знать и в противоположной «напевной» группе, привнося в лирическую медитацию ощутимый элемент событийности. Следовательно, поэтическая характеристика амфибрахия, представленная в стихотворении Набокова «Размеры», в достаточной мере объективно отражает его практическое применение в творчестве поэта.

Раздел сайта: