Стрельникова Л.Ю.: Игра как художественный метод в русскоязычных романах В. В. Набокова в контексте западноевропейской эстетики модернизма и постмодернизма.
Введение

Введение

Известный голландский философ Й. Хейзинга выделяет в европейском менталитете древний игровой инстинкт, который вовлекает в процесс игры каждого человека, результатом чего явилась культура и литература, — «поэзия рождается в игре и как игра» [304, с. 122]. В современной культурологической традиции игровой принцип рассматривается как один из основных феноменов человеческого бытия, посредством которого была найдена «некая универсальная сфера деятельности, некое универсальное пространство, примиряющее человеков, дающее им хоть какие-то шансы, оправдывающие их порой невыносимое существование» [304, с. 9].

В трудах европейских философов и культурологов XX века игра рассматривается как предвестие культуры, ее исток, феномен и стимулятор человеческого бытия и творческой деятельности (Ф. Ницше, Й. Хейзинга, Хосе Ортега-и-Гассет, Г. Гада- мер, Э. Финк, М. Бахтин, Ю. Лотман, М. Липовецкий, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр и др.). Не случайно концепция игры как онтологической и эстетической основы бытия рассматривались не только в культурологическом, но и социально-психологическом, биологическом, философском аспекте, распространяясь на все виды творческой и социально-политической жизни общества, войдя в XX веке в сферу психоанализа как мотивационный биологический фактор поведения человека (творческие инстинкты). Значимо то, что искусство в XX веке стало восприниматься как сфера господства бессознательного (Фрейд), безумного, внерационального, а так как разум — свойство человека, направленное в первую очередь на подавление животных инстинктов, на развенчание его приоритета в творческом процессе были брошены все силы модернистов и постмодернистов, усматривающих кризис Европы в «заблуждениях рационализма», в его «овнешнении», извращении «натурализмом» и «объективизмом» (Гуссерль).

В рамках игровой культуры модернизма и постмодернизма следует рассматривать и творчество одного из самых значительных писателей русского зарубежья В. Набокова, который органично вписался в круг западных эстетических воззрений, поставив во главу угла освобожденный от идейных и этических оценок продукт творчества как единственное прибежище от «сбившейся с пути жизни», от «зловеще левеющего мира» [398, т.1, с. 196]. Набоков является одним из создателей художественной системы модернизма и постмодернизма, он пошел по пути игрового наполнения и структурирования текста как определенного вида игры, считая произведение искусства самовыражением художника, искусственно созданным метатекстом, он вывел в литературное пространство иррациональную игровую поэтику как первичную по отношению к миметической традиции, обосновав принцип деконструкции (реконструкции, создающей новые структуры), разрушая оппозицию элитарного и массового искусства. Писатель возвел игру в эстетический авторский миф, что проявилось в «отношении форм образного воплощения, мотивов и их облачения и выражения», чтобы обнажить «душевное напряжение» читателя и достичь «выразительного эффекта» [304, с. 131] стиля, не обусловленного историческими факторами. Свою приверженность к творческой игре, которая ему была необходима как фактор творческого вдохновения и свободы от литературных норм, Набоков никогда не скрывал, особенно его привлекала возможность художественной мимикрии, обмана, фантазии, изначально заложенных в онтологию игры, «ее можно помыслить только как нонсенс» [103, с. 89] по отношению к действительности, но для творческого процесса она является основополагающим принципом.

о многогранности и разнообразии художественных кодов творчества писателя. В существующей в настоящее время обширной исследовательской литературе о Набокове разработаны многочисленные аспекты его творчества. Первой книгой о жизни и творчестве Набокова, вышедшей после долгого замалчивания, стала литературная биография З. Шаховской «В поисках Набокова. Отражения» (1991). К фундаментальным многоаспектным исследованиям набоковского творчества следует в первую очередь отнести двухтомную биографию Набокова, написанную американцем Б. Бойдом «Владимир Набоков. Русские годы» и «Владимир Набоков. Американские годы». Среди отечественных исследователей лучшим апологетом и биографом Набокова стал Б. Носик с его книгой «Мир и дар В. Набокова» (1995), далее в серии ЖЗЛ вышла книга А. М. Зверева «Набоков» (2001). К числу литературоведческих изданий о творчестве писателя относятся книги Н. Анастасьева «Феномен В. Набокова» и «Одинокий король», где выделены основные проблемы набоковского искусства. Особый интерес представляет монография американского писателя русского происхождения В. Александрова «Набоков и потусторонность» (1999), где концепт потусторонности выделяется как метафизическая характеристика произведений писателя, а также рассматриваются проблемы поэтики, связанные с литературно-лингвистическим приемами как основополагающими в творчестве писателя. Внимания заслуживает и двухтомный сборник «Владимир Набоков: Pro et contra» (1997, 2001), куда вошли справочно-библиографические материалы, научные статьи отечественных и зарубежных авторов. Игровые аспекты произведений Набокова расматриваются в исследованиях, начиная с эмигрантских отзывов (В. Ходасевич, П. Бицилли, Ю. Айхен- вальд, Г. Адамович, Ю. Иваск, Ю. Левин, В. Вейдле и др.). Игровые приемы набоковской поэтики отмечались и изучались и западными исследователями ^.Appel, D. Barton Johnson, Р. Tammi, Е. Pifer, В. Boyd, Connolly J.W.).

Исследователь А. Люксембург посвятил категориям игры в набоковском творчестве ряд статей, положив начало классифицированию приемов, составляющих творческий метод писателя. При всем разнообразии исследований по некоторым аспектам игровой поэтики творчества Набокова само это понятие, как верно заметил А. Люксембург, «не формулировалось и его составляющие в контексте цельной поэтологической системы не изучались» и по прежнему нуждаются в систематизации и «дешифровке» [196].

творческого метода, синтезирующего в себе новаторские достижения неклассической культуры ХХ века.

Раздел сайта: