Тырышкина Е.А.: Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова.
Заключение

Заключение

Для реконструкции поэтической картины мира В. Набокова в ассоциативном аспекте наиболее важным моментом представляется обращение к языковой личности писателя, его литературно-теоретическим воззрениям, универсалиям его художественного мышления, объективированным в лексической структуре прозаических текстов с коммуникативной установкой на гармонический диалог с читателем.

Не всякий читатель способен «разомкнуть» круг набоковской прозы, а лишь тот, кто осуществит сложную деятельность по «распредмечиванию» языковых средств, выражающих в себе «авторскую программу смыслопостроения» (А. А. Богатырев).

В. Набоков ценит важность иррационального, интуитивного начала в творчестве, осмысливая на его основе ассоциативные связи, и в то же время держит в поле зрения механизм образования и сочетания этих связей, оценивая произведение по его «технической стороне», поэтому поэтика Набокова основана на различных приемах и способах языковой игры. Установка на языковую игру создает возможность полного использования ассоциативного потенциала слова, ориентированного как на языковую систему (норму), так и на непосредственно его реализацию в тексте.

Анализ текстовых парадигм позволил нам выявить важнейшие функции индивидуально-авторских ассоциатов в поэтической картине мира В. Набокова: аллюзивную, ироническую, функцию создания звуковых картин, функцию создания художественных символов. Внутреннее единство индивидуальноавторских поэтических парадигм заключается в их стабильной ассоциативносмысловой соотнесенности к единым темам и мотивам, являющимися ключевыми в творчестве писателя.

Взаимодействие узуальных (стандартных, типовых) и индивидуальноавторских (нестандартных, уникальных) ассоциативных корреляций в лексической структуре прозаических текстов В. Набокова является ярким проявлением его идиостиля.

Устойчивые ассоциативные связи в картине мира писателя формируют цветообозначения. Широкий ассоциативный диапозон слов семантического поля «цвет» указывает на различные смысловые оттенки их содержания. Наиболее значимыми для индивидуальной поэтической картины мира В. Набокова являются цвета белый, черный, серебряный, синий.

Ассоциативному объединению слов в художественном тексте способствуют различные стилистические приемы, раскрывающие композиционное и идейно-тематическое своеобразие произведения: имплицитное и эксплицитное противопоставление, ассоциативно-смысловое развертывание внутренней формы слова, прием «замыкания», организующий художественную структуру произведений В. Набокова, инверсия как разновидность приема «замыкания», лексическая и фразеологическая контаминация, намеренное столкновение лексико-семантических вариантов слова в прямом и переносном значениях, соединение в одном контексте слов с противоположной семантикой, буквализация фразеологических и риторических оборотов, сравнение, олицетворение, перифразирование, градация, метафоризация. Причем метафоризация часто основывается у писателя на актуализации обонятельного, зрительного, осязательного и слухового аспектов действительности, что создает дополнительный эффект соучастия и сопереживания читателя при прочтении текста. Кроме того, для Набокова характерна ситуация, когда герой через обонятельные и осязательные ассоциации восстанавливает зрительные и слуховые (рассказ «Звонок»).

Отдельно можно выделить прием «тройного усиления признака», используемый писателем в разнообразнейших стилистических целях (например, для характеристики персонажа: «Муж ее, страстный и острый делец, был в отъезде»); прием, названный «табуирование имени» («она - О. К. Неллис - Баб - мама - мамахен» - в лексемах от «она» до «мамахен» происходит явное снижение образа героини рассказа «Звонок»); и, конечно, излюбленный «повтор» Набокова-Сирина - возвращение к уже названной детали - который в набоковских текстах носит как эксплицитный, так и имплицитный характер или проявляется через преломление одного образа в другом («круг - мяч»). Стилистические приемы устанавливают смысловые переклички слов, которые цементируют художественные фрагменты текста, объединяют их в единое целое, подготавливают основу для реализации художественной идеи, «эзотерического смысла произведения» (А. А. Богатырев).

Слово, вынесенное в заголовок текста, также выступает в качестве ассоциативно-смысловой скрепы всех его частей, углубляет ассоциативные подтекстовые связи по мере анализа основных лексико-семантических единиц. Процесс обогащения семантической структуры слова новыми, индивидуальноавторскими значениями, отличными от языковых, подробно рассмотрен нами на примере лексем «рождество» и «круг» одноименных рассказов Набокова. Кроме того, анализ данных лексем позволил нам соотнести эти значения с важнейшими категориями поэтического мира Владимира Набокова, а также пронаблюдать на примере этих слов нетривиальный процесс превращения в символ существительных с абстрактной и конкретной семантикой.

Стабильность индивидуальной символики в поэтической картине мира В. Набокова служит лексическому воплощению уникальной лингвофилософской концепции автора, основанной на ситуации познания другого через себя и себя как отраженного. Ассоциаты-символы в идиостиле художника отличаются своей полифункциональностью и нетрадиционным содержанием.

Наблюдательность, внимание к детали, меткие описания даже эпизодических людей - эти очень важные черты творческой личности В. Набокова также во многом определили эстетическую систему писателя, его этическую концепцию и философские воззрения. Кроме того, они принимают самое активное участие в раскрытии образов персонажей через слово («Милюков в целлулоидовом воротничке»), ассоциативные ряды слов («сломанный пети-бар - пол- яблока - одинокая в луже редиска - горсть сухих крошек»), ряды тематических групп слов, представленных только одним элементом (например, тематические группы «муж героини» и «темперамент» в рассказе «Бахман» репрезентируют главную идею рассказа - идею одиночества гения, его «невписанности» в жизнь).

Для исследования специфики тезауруса писателя особенно важны смысловые связи, базирующиеся на периферийных компонентах семантики. Например, ассоциативный ряд, репрезентирующий ассоциативное поле грибы в «Других берегах» - «классически просто и округло построенные - концентрическими кругами - ревниво сдержанное упоение - грибное счастье - подобие дымчатого ореола» не только с особой силой демонстрирует особенности художественной манеры Набокова (появляется сиринский круг), но, в ореоле своих ассоциативных связей, позволяет воплотить дорогой для автора мир - утраченный рай детства - и вызвать созвучные теплые эмоции у читателя.

Ключом к пониманию индивидуальной поэтической картины мира писателя явилась его концепция организации мимикрии в природе. Любимое увлечение В. Набокова - энтомология - также нашло отражение в его произведениях. Слова, связанные с фреймами «бабочки», «собирание бабочек», «принадлежности для ловли и коллекционирования бабочек», несут большую эмоциональную нагрузку в идиолекте Набокова, вбирая в себя большое количество субъективных ассоциаций, репрезентируют в его текстах возможный авторский мир.

«Музыкальность» мировидения Сирина проявилась в обилии «музыкальных» ассоциаций (семантических и фонетических), через которые автор «видит» человека и окружающую его реальность - в результате чего мотив музыки становится концептуально значимым в эстетической системе писателя, организует содержательную и эмоциональную тональность произведения или его фрагмента. Музыкальный характер прозы Набокова передается в основном за счет ассоциативных пар формального и формально-смыслового типа, окказиональных образований, построенных на основе парономазии. «Музыкальные» метафоры и сравнения «оживают» и актуализируются в лексической структуре ключевых мотивов индивидуальной картины мира Сирина, каковыми являются жизнь, память, творчество, язык, любовь, судьба, смерть.

связей с другими текстами достигается за счет использования автором приема цитирования - явного или скрытого, игры с читателем, пародийного перифраза, принципа многократного наслоения реминисценций - цитат, аллюзий, подсказок.

Ассоциативный анализ произведений малого жанра показывает, что уже в ранней прозе Набокова-Сирина легко выделяются слова - «ориентиры», своего рода «семантические сигналы», ключевые понятия, организующие поэтическую картину мира писателя.

Исследование поэтической картины мира В. Набокова в ассоциативном аспекте позволило выявить особую значимость ассоциативно-смысловых полей с доминантами «игра», «река», «узор», «мир» и рассмотреть основные способы их взаимодействия.

Ключевым, определяющим поведение набоковского героя становится ассоциативное поле с доминантой «игра». Сквозь призму игры автор видит человека и окружающую его реальность, чему способствуют семантические корреляты: «игра - человек», «игра - время», «игра - пространство», «игра - жизнь» и т.п. Это позволяет говорить об игровой природе творческого мировидения художника.

Наблюдения над игровой стилистикой В. Набокова акцентируют и еще одну особенность поэтической картины мира писателя - лингвистичность его произведений - сущностное свойство, обеспечивающее осознание читателем исключительной важности темы творчества посредством особого отбора языковых средств. Автор активно использует в своих произведениях языковые термины и понятия - и этот выбор концептуален: с их помощью происходит метафорическое включение языка и его элементов в круговорот бытия, языковые единицы персонифицируются, «овеществляются», приобретают онтологический статус наравне с людьми, вещами, явлениями природы.

ассоциативных корреляций, стабильно репрезентирующихся в лексической структуре художественных текстов.

Узор в текстах В. Набокова - это и художественная деталь, и прием формальной организации текста. Метафоры с доминантой «узор» варьируются во всех прозаических текстах Набокова и объединяются в одно ассоциативное поле, как правило, на базе гиперо-гипонимических отношений (стиль-компоненты стиля), создания новых символических значений, перифраз (автор - искусный ткач, композиция романа - паутина, комментарий к тексту - испод холста).

с другой - стимулировать ассоциативную «раздражимость» читателя и, актуализируя «лингвистическую» нишу его информационного тезауруса, способствовать эффективности творческого диалога автора и адресата в процессе их совместной текстовой деятельности.

Раздел сайта: