Узбекова Г.Ф.: Искусство игры в русскоязычных романах Владимира Набокова.
Заключение

Заключение

Изящность слова и стилистическая филигранность стала художественной проекцией личности В. Набокова - непримиримого индивидуалиста в творчестве и в жизни. Основу стиля художника определила игра, которая имеет свои истоки и развитие. Разнообразие приемов поэтики, используемых автором, дает основание объединить их понятием «искусство игры», определяющим технологию творчества писателя и его мироощущение.

Игра В. Набокова основана на серьезном культурном и литературном материале. Она развивает достижения классиков А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, поиски авангарда, течений модернизма. Принцип игры в прозе писателя сформировался под влиянием объективных и субъективных причин. Одна из них - историко-литературная. XX век был трагической эпохой, которая подвергла испытанию все прошлые ценности (гуманизм, понимание человека как венца творения, индивидуальное право на выбор и другие). Главенствующим в первой его половине было желание переосмыслить и трансформировать традиции. Следствием творческих экспериментов стало понимание литературы как игры. Возникают интерес к театрализации, к полимирию в творчестве, тенденция к отказу от жизнеподобных форм, стремление к дегуманизации, тяготение к иронии. Но прежде всего литература модернизма - это игра со словом и художественной формой произведения. На этом фоне формировались игровая поэтика и стилистика писателя. Они стали проявлением тонкой работы над словом и приемами игры с читателем.

На изображении жизни как игры сказалась и личная судьба автора: крах родового гнезда Набоковых, аристократического уклада семьи со всеми привилегиями, поэзией этого мира и дальнейшей пожизненной эмиграцией. Писатель повествует о своем детстве как райской жизни, отрешенной от всего, что происходило в России начала XX века. Но одновременно он незримо чувствовал и трагическое положение своей семьи. Отсюда готовность оставить этот мир как пространство «там», а реальное «тут» превратить в игру. В. Набоков в игровой природе произведений отражает драму человека и художника, выражает собственный взгляд на смысл жизни и творчества.

кроссворд, «игровой тайник», разгадав который читатель найдет аллюзии, постигнет художественную идею. Писатель, несомненно, использовал образы предшественников, но при этом создавал индивидуальный стиль повествования, оригинальный почерк. В диссертации рассмотрены малоизученные приемы поэтики русскоязычных романов В. Набокова, их функции, изменение от ранних произведений к поздним, частичная связь с творческой и личной судьбой автора - эмигранта.

Искусство игры в романах В. Набокова - это оперирование и поэтическим арсеналом, отражающим мироощущение писателя. Оно состоит в свободном сочетании реального и условного мира, в виртуозном владении приемами театрализации, в раскованном оперировании сферой сознания и воображения героя, в возможности активизировать интеллектуальный и творческий потенциал читателя. Мастерство писателя связано с культурными, литературными трактовками, параллелями с произведениями XIX столетия и модернистского XX века. Структура творчества писателя представляет иерархию: художественное направление (модернизм), творческий метод («литературный кроссворд»), творческие принципы и три крупных вида игры: плей-игра (эстетическая), гейм-игра (композиционная) и арт-игра (артистическая). Каждый из них включает приемы игры со стилем, с элементами композиции, с пространством и временем, с аллюзиями, мотивами, литературным подтекстом. В эту типологию входят театральные образы, жанры и приемы организации театрального пространства, роль читателя, игра с «чужим словом», мотив сна, образный мотив ключа.

В русскоязычном творчестве В. Набокова несомненны эволюция игры и стабильность приемов автора. Во -первых, наблюдается изменение театральных образов от первого романа до последнего: они трансформируются от «теней» к «маскам», «куклам» и «марионеткам». Во-вторых, сновидение выполняет одинаковые функции: создание двоемирия, выход в желаемое героями пространство, возвращение к воспоминанию, былому счастливому времени. В-третьих, образный мотив ключа обретает постоянное назначение: как прием сюжета (герои теряют ключи), как поиск ответа на бытийные вопросы и как игра с читателем.

Таким образом, игра является важнейшим принципом русскоязычного творчества В. Набокова. У нее есть культурные, эстетические, художественные основания. Игра - это часть поэтики и стиля писателя. Но одновременно это и процесс размышления, внутреннего поиска. Его игра, с одной стороны, созвучна времени, тенденциям в литературе XX века, веяниям модернизма, с другой - выражение авторской индивидуальности, творческой позиции и художественного новаторства.

Вклад В. Набокова в литературу XX века можно охарактеризовать несколькими положениями. Прежде всего, индивидуальность творчества писателя состоит в методе, который определен им как «литературный кроссворд». Глубинным качеством В. Набокова является многослойность повествования и вытекающая отсюда потребность постижения смыслов, которые скрыты на втором и третьем уровнях его текстов. За ними откроется игра сознания автора и совмещение внешнего и внутреннего, видимого и скрытого, понятого и непостижимого как для самого автора, так и для читателя. Далее, особенностью стиля автора является игра с читателем, которому предлагается исследование интеллектуальной, эстетической сторон произведения и погружение в творческую лабораторию художника. Кроме того, В. Набоков создает оригинальный стиль, демонстрирует игровое преображение слова. И наконец, он обновляет достижения классиков, использует литературные и культурные подтексты, создает интертекстуальную ткань повествования.

литературы XX века.

Раздел сайта: