Узбекова Г.Ф.: Искусство игры в русскоязычных романах Владимира Набокова.
Примечания

Примечания

ОТ АВТОРА

1 Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.2. С. 310.

ВВЕДЕНИЕ

2 См.: Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 4.

3 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3.

4 Кадашев В. Душный мир // Новое слово. 1936. №13. С.2.

5 Адамович Г. Предисловие // Набоков В. Защита Лужина. Paris, <б.г.>. С. 315.

6 Цит. по: Золотусский И. Путешествие к Набокову // Новый Мир. 1996. №12.

7 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. С. 136.

8 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 331.

9 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. С. 93.

10 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 117.

11 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3.

12 Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков B. В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С.16.

13 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 328-329.

14 Зверев А.М. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. Вып. 2. М., 1992. С. 3-56.

15 Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 208.

16 Ходасевич В. О Сирине // Возрождение. 1937. №4065. С. 9.

17

18 Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 365.

19 Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В. Набокова / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

20 В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ: В 2 т. 1997, 2002.

21 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991.

22 Люксембург A.M. Отражение отражений: творчество В. Набокова в зеркале литературной критики. Ростов-на-Дону, 2004.

23 Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н.А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999.

24Анастасьев Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король. М.: Центрполиграф, 2002; Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.

25 Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во МГУ, 1997.

26 Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М.: Пенаты, 1995.

27 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.

28 Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995.

29 Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998.

30 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996.

31 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999.

32 Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002.

33 Целкова Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.

34 Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. С. 362.

35 Струве Г. Русская литература в изгнании. С. 233.

36 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 332.

37

38 Зверев А.М. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2001.

39 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003.

40 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Дис. . канд. филол. наук. Москва, 1999.

41 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. .д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

42 Люксембург А. М., Рахимкулова Г. Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: игра слов в прозе В. Набокова в свете теории каламбура. Ростов-на-Дону: Изд-во института массовых коммуникаций, 1996.

43Погребная Я.В. Неомифологизм В.В. Набокова: способы литературоведческой идентификации особенностей художественного воплощения: Дис. ...д-ра. филол. наук. Ставрополь, 2006.

44 Погребная Я.В. Неомифологизм В.В. Набокова: опыт типологической характеристики. Ставрополь: Бюро новостей, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=812881

45 Млечко А.В. Пародия как элемент поэтики романов В.В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1998.

46 Млечко А.В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в русских романах В. Набокова. Волгоград: Издание ВГУ, 2000.

47 Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.

48 Рыкунина Ю.А. Специфика жанрово-стилевой системы романов В. Набокова «русского» периода: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Камера обскура», «Приглашение на казнь», «Дар»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2002.

49Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

50 Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М.: Летний сад, 2001.

51 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.

52 Долинин А.А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 38-46; Долинин А.А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В. В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 697-741; Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 2. С. 9-42.

53 Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 851-868.

54 Старк В. Пушкин в творчестве Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 768-778.

55 Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. С. 508-522.

56 Монье А. В. Набоков в пушкинском зеркале // В. В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 551-557.

57

58 Целкова Л.Н. Романы Владимира Набокова и русская литературная традиция. М.: Русское слово, 2011.

59 Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература ХІХв. М.: МГУ, 2002.

60 Бессонова А. С. «Истина Пушкина» в творческом сознании В. В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 2003.

61 Давыдов С.С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 470-484.

62 Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. С. 433-447.

63 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. С. 485-507.

64 Аверин Б.В. Дар мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.: Амфора, 2003.

65 Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: Алетейя, 1999.

66 Джонсон Д. Миры и антимиры В. Набокова. М.: Симпозиум, 2011. 67Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read

68 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 345-354.

69 Смирнова Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra. С. 823-836.

70 Вострикова А.В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова (русскоязычная проза крупных жанров): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

71 Корнева Н.Б. Театральность творчества В.В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.

72 Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // В. В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 448-469.

73 Стрельникова Л.Ю. Роман В. Набокова «Король, дама, валет»: игра как способ творческого преодоления достоверной картины жизни // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59457

74 Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе XX столетия. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009. - 284 с.

75 Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе XVIII - первой трети XIX вв. (генезис, становление традиции, специфика функционирования). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2008; Осьмухина О.Ю. Феномен зеркальности в культурном пространстве первой половины ХХ столетия (М. Бахтин, К. Вагинов, В. Набоков) // Обсерватория культуры. М.: Изд-во РГБ, 2009. №3. С. 93-99; Осьмухина О.Ю. «Набоков как воля и представление...»: набоковский реминисцентный слой в российской прозе последних лет // Мир науки, культуры, образования. 2009. №2. С. 49-53.

ГЛАВА I

76 словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.

77 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С. 91.

78 Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь. М.: Флинта, МПСИ, 2005. С. 104.

79 Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Флинта, 1988.

80 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры.

81 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

82 Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.

83 Махов А.Е. Черед бросать кости // Апокриф. № 2. М., 1993.

84 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

85 Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 1999.

86 Медведицкий И. Игра ума. Игра воображенья // Октябрь. 1992. №1.

87 Там же.

88 Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. Минск: Книжный дом, 2003. С. 631.

89 Там же.

90 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 215.

91 Платон. Законы. Книга 1. М.: Мысль, 1998. С. 30.

92 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М.: Гослитиздат, 1957. Т. 6.

93 Там же. С. 215.

94 См.: Кант И. Тартуская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. М.: Знание, 1991.

95 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С. 39.

96

97Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt

98 Там же.

99 Кайюа Р. Что такое игра // Курьер. 1980. № 2. С. 67.

100 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. С. 60.

101 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt 102Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

103 Там же. С. 227-228.

104 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1990. С. 288.

105 Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С. 240.

106 Там же. С. 281-284.

107 См.: Медведицкий И. Игра ума. Игра воображенья // Октябрь. 1992. №1. С.188-192.

108 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С.19.

109 Махов А.Е. Игра // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2011. С. 287.

110 Лотман Ю.М. Избранные работы: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т.1.

111 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007.

112 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.

113 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. С. 53.

114 Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. С. 214.

115 Адамович Г. Современные записки. Книга 54 // Последние новости. 1934. 15 февраля. №4711. С.2.

116

117 Адамович Г. Перечитывая «Отчаяние» // Последние новости. 1936. №5460. С.3.

118 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб, 2000. С. 45.

119 Михайлов О. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995. С.220.

120 Кузнецова Г. Грасский дневник. М.: Міръ, 2009. С. 126-127.

121 Бахрах А. Бунин в халате. М.: Согласие, 2000. С. 163.

122 Вейдле В. Отчаяние. Берлин: Петрополис. 1936 // Круг. 1936. Кн. 1 (июль). С. 185-187.

123 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 68.

124 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. . д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 68.

125 Бицилли П. Возрождение аллегории // Современные записки. 1936. №61. С. 191-204.

126 Осоргин М. Рец.: Камера обскура. Париж: Современные записки; Берлин: Парабола. 1933 // Современные записки. 1934. №54. С. 458-460.

127 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 325.

128 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. С. 114.

129 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. . д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 18

130 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999. С. 184.

131 Цит. по: Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. C. 8.

132 Цит. по: Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 38.

133 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999. С. 183.

134 Там же. С. 184.

135 Федоров В.С. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 6.

136

137 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 45.

138 Там же. С. 345.

139 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус , 2013. С. 259.

140 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 143.

141 Там же. С. 152.

142 Набоков В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 156.

143 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 109.

144 Там же. С. 193.

145 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 412.

146 Там же. С. 142.

147 Там же. С. 218.

148 Там же. С. 123.

149 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С 237, 465.

150 Там же. С. 124.

151 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. ... д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 30.

152 Набоков В.В. Другие берега // Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.4. С. 197. Далее ссылки на текст идут по указанному изданию с обозначением тома и страницы в скобках.

153 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. С. 237.

154 Хасин Г. Театр личной драмы. М.: Летний сад, 2001. С. 180.

155 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 9.

156

157 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 260.

158 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. ... д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 45.

159 Там же.

160 Там же.

161 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 18.

162 Люксембург А.М., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура. Ростов- на-Дону, 1996; Люксембург A.M. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики. М., 2001.

163 Здесь и далее при цитировании произведений автора курсив наш.

164 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 366.

165 Там же.

166 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С.10.

ГЛАВА II

167 Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Наука, 1976. С. 4.

168 Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова: В 30 т. М., 1976. Т 25. С. 340; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М.: Терра, 2001. С. 121;_Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси: Исторический очерк // Ежегодник исторических театров. Спб., 1895. С. 136;_Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 6.

169 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. С. 13.

170 Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 32.

171 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 32.

172 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 12.

173 Там же. С.14.

174 Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 52.

175

176 Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. М.; Л.: Гос. изд., 1925. С. 132.

177 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 70.

178 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 77.

179 Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 67.

180 См.: Театральная энциклопедия / Под ред. П.А. Маркова: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т 4. С. 483.

181 Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси: Исторический очерк // Ежегодник императорских театров. М., 1895; Алферов А. Д. Петрушка и его предки //Десять чтений по литературе. М., 1885; Лотман Ю.М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т.1. С. 377-380; Цехновницер О.В., Еремин И.П. Театр Петрушки. М., Л: Госиздат., 1927; Берков П.Н. Русская народная драма XVII - XX веков. М.: Искусство, 1953; Всеволодский-Генгросс В.Н. Русский театр: От истоков до середины XVIII века. М.: АН СССР, 1957; Всеволодский-Генгросс В.Н. Русская устная народная драма. М.: АН СССР, 1959; Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII в. М.: Наука, 1958; Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М.: Искусство, 1958; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

182 Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Таллин: Александра, 1992; Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999; Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984; Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988.

183 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л., 1984. С. 55-65.

184 См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg: imWerden-Verlag, 2002. С. 72-80.

185 Там же. С. 74.

186 Там же. С. 72-73.

187 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 4849.

188См.: Якубова Р.Х. Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003.

189 Томашевский Б. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1961. Т. 1. С. 8.

190 Там же. С. 41.

191 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. С. 29.

192 Там же. С. 29.

193 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная культура, 1990. С. 48.

194 Там же. С. 49.

195

196 Там же.

197 Павлова-Левицкая Л. В. Маска и лицо в русской культуре начала XX века: Тождество и антитеза // Маска и маскарад в русской культуре XVIII- XX в. М., 2000. С.119.

198 См.: Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М.: РГГУ , 2007.

199 Шевчук Ю. Лирика А. Ахматовой 1910-1920 годов. Неклассические формы переживания. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 32.

200 Лотман Ю.М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т.1. С. 54.

201 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007. С. 426.

202 Клейст Г. О театре марионеток // Клейст Г. Избранное. М., 1977. С. 191.

203 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. С. 427.

204 См.: Якубова Р.Х. Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003.

205 Волконский С.В. Мои воспоминания: В 2 т. М.: Искусство, 1992. Т.1. С. 368-369.

206 См.: Зверев А.М. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. Вып. 2. М., 1992. С. 3-56.

207 Голубков М.М. Принцип типизации (модернистский роман В. Набокова) // Русская литература XX века. После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 207.

208 Интервью Альфреду Аппелю 1966 года // Мельников Н.Г. Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая газета, 2002. С. 184.

209 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 126.

210 Там же.

211 Интервью Альфреду Аппелю 1966 года // Мельников Н.Г. Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая газета, 2002. С. 177.

212 Ходасевич В. О Сирине // Октябрь. М., 1988. № 6. С. 23.

213 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т. 2. С. 340.

214 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 76.

215

216 Гиппиус В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // От Пушкина до Блока. М.; Л.: Наука, 1966. С. 304.

217 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993. С. 35.

218 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002. Т. 2. С. 298.

219 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С. 95.

220 Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 459.

221 Смирнова Т. Реальное и нереальное в «Приглашении на казнь» В. Набокова// В.В. Набоков: pro et contra. С. 313.

222 Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.

223 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

224 Владимирова Н. Куклы и кукольность в литературе XX века. (Проза В. Набокова) // Некалендарный XX век. Вып. 2. Великий Новгород, 2003. С. 184-192.

225Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 605715.

226 Кафидова Н. Проблема театральности прозы В.Набокова // Литература и театр. Материалы международной научно-практической конференции. Самара, 2006. С.274-280.

227 Хасин Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. М., СПб.: Летний сад, 2001.

228 Сконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба // В.В. Набоков: pro et contra. С. 520-531.

229 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 345-354.

230 Смирнова Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra. С. 823-836.

231 Набоков Н.Д. Багаж. Мемуары русского космополита. СПб., 2003. С. 131-132.

232См.: Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read

233

234 Веригина В.П. Воспоминания. Л.: Искусство, 1974. С. 37.

235 Михайлова А. А. Мейерхольд и художники. М.: Галарт, 1995. С. 85-86. 236См.: Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read

237 Набоков В.В. Лекции о драме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://royallib.com/book/nabokov_vladimir/lektsii_o_drame

238 Малый академический словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 4 т. М., 1999. Т 4. С. 345.

239 Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Д. Ушакова: В 4 т. М., 2000. Т. 4. С. 666.

240 Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. С. 13.

241 Там же.

242Набоков В. Смех и мечты // Набоков В.В. Эссе и стихи из журнала «Карусель». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modemlib.ru/books/ nabokov_vladimir_vladimirovich

243 Пронин В.Я. Набоков здесь и сегодня: Вступительная статья // В. Набоков. Романы. М., 1972. С. 9.

244 Меерсон О. Набоков - апологет: Защита Лужина или защита Достоевского. // Достоевский и ХХ век / Под ред. Т.А. Касаткиной. В 2 т. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 1. С. 376.

245 Там же.

246 Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. C. 405.

247 Там же.

248 Там же. С. 406.

249 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 79.

250 Набоков В.В. Камера обскура. М., 2010. С. 93.

251 Там же. С. 117.

252 Набоков В.В. Камера обскура. М., 2010. С. 164.

253

254Арто А. Французский театр ищет миф // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: Издательство ГИТИС, 1992. С. 66.

255 Дюшен И. Предисловие // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и др.). М.: Искусство, 1991. С. 5.

256 Там же. С.1.

257 Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Известия УрГУ. Вып. 8. Ек., 2004. С. 97.

258 Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С.2.

259 Там же.

260 Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Известия УрГУ. Вып. 8. Ек., 2004. С. 101.

261 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С.11.

262 Там же. С. 23.

263 Там же. С. 10.

ГЛАВА III

264 Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения / Пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой // Новое литературное обозрение. М., 1995. .№6. С. 34-84.

265Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теаория. Антология. М.: Флинта; Наука, 2004. С. 201-224.

266 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg.: imWerden-Verlag, 2002.

267 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 149-150.

268 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 412.

269 Там же. С. 237.

270 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 40.

271 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. С. 36.

272

273 Там же. С. 44.

274 Там же. С. 37.

275 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 824-851.

276 Рылькова Г. «О читателе, теле и славе» В. Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 360-370.

277 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 485-507.

278 Токер Л. Набоков и этика камуфляжа // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 377-386.

279 Цит. по: Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 405.

280 Федякин С. Круг кругов, или набоковское зазеркалье // В. Набоков. Избранное. М.: АСТ; Олимп, 1996. С. 5.

281 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992.

282 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988.

283 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg: imWerden- Verlag, 2002.

284 Томашевский Н. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1961. Т. 1.

285 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.

286 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993.

287 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 68.

288 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. С. 80.

289 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. С. 59.

290 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. С. 222.

291 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. С. 17. 292

293 Назиров Р.Г. Время в романах Достоевского // Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Уфа, 2010. С. 211.

294 Савельева В.В. О композиции сновидений в творчестве В. Набокова // Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы, 2013. С. 346-374.

295 Федунина О.В. Поэтика сна в романе: «Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова: Дис. ... канд.филол. наук. М., 2003.

296 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 485-507.

297 Полева Е.А. Семантика сна в повести В. Набокова «Соглядатай» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №9. C. 133-138.

298 Милевская Л. Поэтика сновидений в романе В. Набокова «Приглашение на казнь». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Communicatuion/milevskaya.htm

299 Арьев А. И сны, и явь. (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова) // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 169-193.

300 Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 385.

301 Там же. С. 327.

302 Там же. С.113.

303 Айхенвальд Ю.В. Рец.: «Машенька» // Руль. 1926. 31 марта. С. 2-3.

304 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 326.

305 Целкова Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2009. С.88.

306 Джонсон Д. Миры и антимиры В. Набокова. М.: Симпозиум, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/dzhonson- donaljd-barton/miri-i-antimiri-vladimira-nabokova

307 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002. Т. 3. С. 14.

308 Трессидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. С. 145-146.

309 Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Refl-book, 1994. С. 245-246.

310 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Советский писатель, 1995. Т. 2. С. 138-141.

311 Ерофеев В. Русская проза В. Набокова // Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 15.

312

313 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: Чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 829.

314 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 165.

315 Аверин Б.В. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В.В. Набоков: pro et contra. С. 494.

316 Энциклопедический словарь: Славянский мир I-XVI века / Под ред. В. Д. Гладких. М.: Центрполиграф, 2001. С. 216.

317 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 367-368.

318 Давыдов С. Набоков: Герой, автор, текст // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 320.

319 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 167.

320 Адамович Г. Современный записки. Кн. 55 // Последние новости. 1934. 24 мая. №4809. С.3.

321 Бицилли П. Возрождение аллегории // Современные записки. 1936. №61. С. 191-204.

322 Цетлин М. Слово. 1928 // Современный записки. 1928. №37. С. 536-537.

323 Долинин А.А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 38-46; Долинин А.А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 697-741; Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 9-42.

324 Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма // В.В. Набоков: pro et contra. С. 851-868.

325 Старк В. Пушкин в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. С. 768-778.

326 Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. С. 508-522.

327 Монье А. В. Набоков в пушкинском зеркале // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 551-557.

328 Пило Бойл Ч. Набоков и русский символизм // В.В. Набоков: pro et contra. С. 532-550.

329 Шекспир У. Лирика. М., 1999.

330 Набоков В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 276.

331 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 315.

332

333 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С.87.

334 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: Чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 824.

335 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 167.

336 Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.

337 Люксембург, А.М. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики // Текст. Культура. Интертекст. М., 2001. С.319-330.

338 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 143.

339 Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 384.

340 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 187.

341 Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001.

342Саенко С. Мотивация двойничества в романе В.В. Набокова «Отчаяние». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua

343 Басилашвили К. Роман Набокова «Соглядатай» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т 1. С. 805.

344 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 10.

345 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 10.

346 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. С. 120.

Раздел сайта: