Примечания
ОТ АВТОРА
1 Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.2. С. 310.
ВВЕДЕНИЕ
2 См.: Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 4.
3 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3.
4 Кадашев В. Душный мир // Новое слово. 1936. №13. С.2.
5 Адамович Г. Предисловие // Набоков В. Защита Лужина. Paris, <б.г.>. С. 315.
6 Цит. по: Золотусский И. Путешествие к Набокову // Новый Мир. 1996. №12.
7 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. С. 136.
8 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 331.
9 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. С. 93.
10 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 117.
11 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3.
12 Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков B. В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С.16.
13 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 328-329.
14 Зверев А.М. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. Вып. 2. М., 1992. С. 3-56.
15 Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 208.
16 Ходасевич В. О Сирине // Возрождение. 1937. №4065. С. 9.
17
18 Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 365.
19 Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В. Набокова / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
20 В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ: В 2 т. 1997, 2002.
21 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991.
22 Люксембург A.M. Отражение отражений: творчество В. Набокова в зеркале литературной критики. Ростов-на-Дону, 2004.
23 Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н.А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999.
24Анастасьев Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король. М.: Центрполиграф, 2002; Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.
25 Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во МГУ, 1997.
26 Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М.: Пенаты, 1995.
27 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.
28 Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995.
29 Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998.
30 Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996.
31 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999.
32 Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002.
33 Целкова Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
34 Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. С. 362.
35 Струве Г. Русская литература в изгнании. С. 233.
36 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 332.
37
38 Зверев А.М. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2001.
39 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003.
40 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Дис. . канд. филол. наук. Москва, 1999.
41 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. .д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
42 Люксембург А. М., Рахимкулова Г. Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: игра слов в прозе В. Набокова в свете теории каламбура. Ростов-на-Дону: Изд-во института массовых коммуникаций, 1996.
43Погребная Я.В. Неомифологизм В.В. Набокова: способы литературоведческой идентификации особенностей художественного воплощения: Дис. ...д-ра. филол. наук. Ставрополь, 2006.
44 Погребная Я.В. Неомифологизм В.В. Набокова: опыт типологической характеристики. Ставрополь: Бюро новостей, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=812881
45 Млечко А.В. Пародия как элемент поэтики романов В.В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1998.
46 Млечко А.В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в русских романах В. Набокова. Волгоград: Издание ВГУ, 2000.
47 Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.
48 Рыкунина Ю.А. Специфика жанрово-стилевой системы романов В. Набокова «русского» периода: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Камера обскура», «Приглашение на казнь», «Дар»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2002.
49Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
50 Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М.: Летний сад, 2001.
51 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.
52 Долинин А.А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 38-46; Долинин А.А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В. В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 697-741; Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 2. С. 9-42.
53 Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 851-868.
54 Старк В. Пушкин в творчестве Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 768-778.
55 Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. С. 508-522.
56 Монье А. В. Набоков в пушкинском зеркале // В. В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 551-557.
57
58 Целкова Л.Н. Романы Владимира Набокова и русская литературная традиция. М.: Русское слово, 2011.
59 Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература ХІХв. М.: МГУ, 2002.
60 Бессонова А. С. «Истина Пушкина» в творческом сознании В. В. Набокова: Дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 2003.
61 Давыдов С.С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 470-484.
62 Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. С. 433-447.
63 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. С. 485-507.
64 Аверин Б.В. Дар мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.: Амфора, 2003.
65 Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: Алетейя, 1999.
66 Джонсон Д. Миры и антимиры В. Набокова. М.: Симпозиум, 2011. 67Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read
68 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 345-354.
69 Смирнова Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra. С. 823-836.
70 Вострикова А.В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова (русскоязычная проза крупных жанров): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
71 Корнева Н.Б. Театральность творчества В.В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
72 Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // В. В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 448-469.
73 Стрельникова Л.Ю. Роман В. Набокова «Король, дама, валет»: игра как способ творческого преодоления достоверной картины жизни // Современные научные исследования и инновации. 2015. №11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59457
74 Осьмухина О.Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе XX столетия. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2009. - 284 с.
75 Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе XVIII - первой трети XIX вв. (генезис, становление традиции, специфика функционирования). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2008; Осьмухина О.Ю. Феномен зеркальности в культурном пространстве первой половины ХХ столетия (М. Бахтин, К. Вагинов, В. Набоков) // Обсерватория культуры. М.: Изд-во РГБ, 2009. №3. С. 93-99; Осьмухина О.Ю. «Набоков как воля и представление...»: набоковский реминисцентный слой в российской прозе последних лет // Мир науки, культуры, образования. 2009. №2. С. 49-53.
ГЛАВА I
76 словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.
77 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С. 91.
78 Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь. М.: Флинта, МПСИ, 2005. С. 104.
79 Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Флинта, 1988.
80 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры.
81 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
82 Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.
83 Махов А.Е. Черед бросать кости // Апокриф. № 2. М., 1993.
84 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
85 Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 1999.
86 Медведицкий И. Игра ума. Игра воображенья // Октябрь. 1992. №1.
87 Там же.
88 Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. Минск: Книжный дом, 2003. С. 631.
89 Там же.
90 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 215.
91 Платон. Законы. Книга 1. М.: Мысль, 1998. С. 30.
92 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М.: Гослитиздат, 1957. Т. 6.
93 Там же. С. 215.
94 См.: Кант И. Тартуская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. М.: Знание, 1991.
95 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С. 39.
96
97Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt
98 Там же.
99 Кайюа Р. Что такое игра // Курьер. 1980. № 2. С. 67.
100 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. С. 60.
101 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt 102Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
103 Там же. С. 227-228.
104 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1990. С. 288.
105 Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С. 240.
106 Там же. С. 281-284.
107 См.: Медведицкий И. Игра ума. Игра воображенья // Октябрь. 1992. №1. С.188-192.
108 Хейзинга Й. Homo Lundes. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. С.19.
109 Махов А.Е. Игра // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2011. С. 287.
110 Лотман Ю.М. Избранные работы: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т.1.
111 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007.
112 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.
113 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. С. 53.
114 Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. С. 214.
115 Адамович Г. Современные записки. Книга 54 // Последние новости. 1934. 15 февраля. №4711. С.2.
116
117 Адамович Г. Перечитывая «Отчаяние» // Последние новости. 1936. №5460. С.3.
118 Шраер М. Д. Набоков: темы и вариации. СПб, 2000. С. 45.
119 Михайлов О. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995. С.220.
120 Кузнецова Г. Грасский дневник. М.: Міръ, 2009. С. 126-127.
121 Бахрах А. Бунин в халате. М.: Согласие, 2000. С. 163.
122 Вейдле В. Отчаяние. Берлин: Петрополис. 1936 // Круг. 1936. Кн. 1 (июль). С. 185-187.
123 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 68.
124 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. . д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 68.
125 Бицилли П. Возрождение аллегории // Современные записки. 1936. №61. С. 191-204.
126 Осоргин М. Рец.: Камера обскура. Париж: Современные записки; Берлин: Парабола. 1933 // Современные записки. 1934. №54. С. 458-460.
127 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 325.
128 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. С. 114.
129 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. . д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 18
130 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999. С. 184.
131 Цит. по: Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. C. 8.
132 Цит. по: Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 38.
133 Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М.: Высшая школа, 1999. С. 183.
134 Там же. С. 184.
135 Федоров В.С. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 6.
136
137 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 45.
138 Там же. С. 345.
139 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус , 2013. С. 259.
140 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 143.
141 Там же. С. 152.
142 Набоков В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 156.
143 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 109.
144 Там же. С. 193.
145 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 412.
146 Там же. С. 142.
147 Там же. С. 218.
148 Там же. С. 123.
149 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С 237, 465.
150 Там же. С. 124.
151 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. ... д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 30.
152 Набоков В.В. Другие берега // Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.4. С. 197. Далее ссылки на текст идут по указанному изданию с обозначением тома и страницы в скобках.
153 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. С. 237.
154 Хасин Г. Театр личной драмы. М.: Летний сад, 2001. С. 180.
155 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 9.
156
157 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 260.
158 Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: Дис. ... д-ра. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 45.
159 Там же.
160 Там же.
161 Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: Дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2003. С. 18.
162 Люксембург А.М., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура. Ростов- на-Дону, 1996; Люксембург A.M. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики. М., 2001.
163 Здесь и далее при цитировании произведений автора курсив наш.
164 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 366.
165 Там же.
166 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С.10.
ГЛАВА II
167 Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Наука, 1976. С. 4.
168 Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова: В 30 т. М., 1976. Т 25. С. 340; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М.: Терра, 2001. С. 121;_Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси: Исторический очерк // Ежегодник исторических театров. Спб., 1895. С. 136;_Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 6.
169 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. С. 13.
170 Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 32.
171 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 32.
172 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 12.
173 Там же. С.14.
174 Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 52.
175
176 Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. М.; Л.: Гос. изд., 1925. С. 132.
177 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 70.
178 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984. С. 77.
179 Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 67.
180 См.: Театральная энциклопедия / Под ред. П.А. Маркова: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т 4. С. 483.
181 Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси: Исторический очерк // Ежегодник императорских театров. М., 1895; Алферов А. Д. Петрушка и его предки //Десять чтений по литературе. М., 1885; Лотман Ю.М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т.1. С. 377-380; Цехновницер О.В., Еремин И.П. Театр Петрушки. М., Л: Госиздат., 1927; Берков П.Н. Русская народная драма XVII - XX веков. М.: Искусство, 1953; Всеволодский-Генгросс В.Н. Русский театр: От истоков до середины XVIII века. М.: АН СССР, 1957; Всеволодский-Генгросс В.Н. Русская устная народная драма. М.: АН СССР, 1959; Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII в. М.: Наука, 1958; Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М.: Искусство, 1958; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
182 Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Таллин: Александра, 1992; Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999; Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XIX века. Л.: Искусство, 1984; Савушкина Н.И. Русская народная драма. М.: Издательство МГУ, 1988.
183 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XIX века. Л., 1984. С. 55-65.
184 См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg: imWerden-Verlag, 2002. С. 72-80.
185 Там же. С. 74.
186 Там же. С. 72-73.
187 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 4849.
188См.: Якубова Р.Х. Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003.
189 Томашевский Б. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1961. Т. 1. С. 8.
190 Там же. С. 41.
191 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. С. 29.
192 Там же. С. 29.
193 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная культура, 1990. С. 48.
194 Там же. С. 49.
195
196 Там же.
197 Павлова-Левицкая Л. В. Маска и лицо в русской культуре начала XX века: Тождество и антитеза // Маска и маскарад в русской культуре XVIII- XX в. М., 2000. С.119.
198 См.: Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М.: РГГУ , 2007.
199 Шевчук Ю. Лирика А. Ахматовой 1910-1920 годов. Неклассические формы переживания. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 32.
200 Лотман Ю.М. Кукла в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т.1. С. 54.
201 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007. С. 426.
202 Клейст Г. О театре марионеток // Клейст Г. Избранное. М., 1977. С. 191.
203 Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. С. 427.
204 См.: Якубова Р.Х. Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура. Уфа: Гилем, 2003.
205 Волконский С.В. Мои воспоминания: В 2 т. М.: Искусство, 1992. Т.1. С. 368-369.
206 См.: Зверев А.М. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. Вып. 2. М., 1992. С. 3-56.
207 Голубков М.М. Принцип типизации (модернистский роман В. Набокова) // Русская литература XX века. После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 207.
208 Интервью Альфреду Аппелю 1966 года // Мельников Н.Г. Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая газета, 2002. С. 184.
209 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 126.
210 Там же.
211 Интервью Альфреду Аппелю 1966 года // Мельников Н.Г. Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая газета, 2002. С. 177.
212 Ходасевич В. О Сирине // Октябрь. М., 1988. № 6. С. 23.
213 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т. 2. С. 340.
214 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 76.
215
216 Гиппиус В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // От Пушкина до Блока. М.; Л.: Наука, 1966. С. 304.
217 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993. С. 35.
218 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002. Т. 2. С. 298.
219 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С. 95.
220 Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 459.
221 Смирнова Т. Реальное и нереальное в «Приглашении на казнь» В. Набокова// В.В. Набоков: pro et contra. С. 313.
222 Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М.: Советский писатель, 1992.
223 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
224 Владимирова Н. Куклы и кукольность в литературе XX века. (Проза В. Набокова) // Некалендарный XX век. Вып. 2. Великий Новгород, 2003. С. 184-192.
225Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 605715.
226 Кафидова Н. Проблема театральности прозы В.Набокова // Литература и театр. Материалы международной научно-практической конференции. Самара, 2006. С.274-280.
227 Хасин Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. М., СПб.: Летний сад, 2001.
228 Сконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба // В.В. Набоков: pro et contra. С. 520-531.
229 Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 345-354.
230 Смирнова Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: pro et contra. С. 823-836.
231 Набоков Н.Д. Багаж. Мемуары русского космополита. СПб., 2003. С. 131-132.
232См.: Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read
233
234 Веригина В.П. Воспоминания. Л.: Искусство, 1974. С. 37.
235 Михайлова А. А. Мейерхольд и художники. М.: Галарт, 1995. С. 85-86. 236См.: Бабиков А. Изобретение театра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/162361/read
237 Набоков В.В. Лекции о драме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://royallib.com/book/nabokov_vladimir/lektsii_o_drame
238 Малый академический словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 4 т. М., 1999. Т 4. С. 345.
239 Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Д. Ушакова: В 4 т. М., 2000. Т. 4. С. 666.
240 Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. С. 13.
241 Там же.
242Набоков В. Смех и мечты // Набоков В.В. Эссе и стихи из журнала «Карусель». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modemlib.ru/books/ nabokov_vladimir_vladimirovich
243 Пронин В.Я. Набоков здесь и сегодня: Вступительная статья // В. Набоков. Романы. М., 1972. С. 9.
244 Меерсон О. Набоков - апологет: Защита Лужина или защита Достоевского. // Достоевский и ХХ век / Под ред. Т.А. Касаткиной. В 2 т. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 1. С. 376.
245 Там же.
246 Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. C. 405.
247 Там же.
248 Там же. С. 406.
249 Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 79.
250 Набоков В.В. Камера обскура. М., 2010. С. 93.
251 Там же. С. 117.
252 Набоков В.В. Камера обскура. М., 2010. С. 164.
253
254Арто А. Французский театр ищет миф // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: Издательство ГИТИС, 1992. С. 66.
255 Дюшен И. Предисловие // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и др.). М.: Искусство, 1991. С. 5.
256 Там же. С.1.
257 Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Известия УрГУ. Вып. 8. Ек., 2004. С. 97.
258 Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С.2.
259 Там же.
260 Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Известия УрГУ. Вып. 8. Ек., 2004. С. 101.
261 Набоков В.В. Камера обскура: Роман; рассказы. М., 2000. С.11.
262 Там же. С. 23.
263 Там же. С. 10.
ГЛАВА III
264 Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения / Пер. с нем. и предисл. Н. Зоркой // Новое литературное обозрение. М., 1995. .№6. С. 34-84.
265Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теаория. Антология. М.: Флинта; Наука, 2004. С. 201-224.
266 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg.: imWerden-Verlag, 2002.
267 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 149-150.
268 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 412.
269 Там же. С. 237.
270 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 40.
271 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. С. 36.
272
273 Там же. С. 44.
274 Там же. С. 37.
275 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 824-851.
276 Рылькова Г. «О читателе, теле и славе» В. Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 360-370.
277 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Т.1. С. 485-507.
278 Токер Л. Набоков и этика камуфляжа // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 377-386.
279 Цит. по: Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 405.
280 Федякин С. Круг кругов, или набоковское зазеркалье // В. Набоков. Избранное. М.: АСТ; Олимп, 1996. С. 5.
281 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992.
282 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988.
283 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg: imWerden- Verlag, 2002.
284 Томашевский Н. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1961. Т. 1.
285 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.
286 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993.
287 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. С. 68.
288 Ванслов В.В. Эстетика романтизма. С. 80.
289 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. С. 59.
290 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. С. 222.
291 Флоренский П. Иконостас. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. С. 17. 292
293 Назиров Р.Г. Время в романах Достоевского // Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Уфа, 2010. С. 211.
294 Савельева В.В. О композиции сновидений в творчестве В. Набокова // Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы, 2013. С. 346-374.
295 Федунина О.В. Поэтика сна в романе: «Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова: Дис. ... канд.филол. наук. М., 2003.
296 Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 485-507.
297 Полева Е.А. Семантика сна в повести В. Набокова «Соглядатай» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №9. C. 133-138.
298 Милевская Л. Поэтика сновидений в романе В. Набокова «Приглашение на казнь». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/Conf/Communicatuion/milevskaya.htm
299 Арьев А. И сны, и явь. (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова) // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 169-193.
300 Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 385.
301 Там же. С. 327.
302 Там же. С.113.
303 Айхенвальд Ю.В. Рец.: «Машенька» // Руль. 1926. 31 марта. С. 2-3.
304 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 326.
305 Целкова Л.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2009. С.88.
306 Джонсон Д. Миры и антимиры В. Набокова. М.: Симпозиум, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/dzhonson- donaljd-barton/miri-i-antimiri-vladimira-nabokova
307 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002. Т. 3. С. 14.
308 Трессидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. С. 145-146.
309 Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Refl-book, 1994. С. 245-246.
310 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Советский писатель, 1995. Т. 2. С. 138-141.
311 Ерофеев В. Русская проза В. Набокова // Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 15.
312
313 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: Чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 829.
314 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 165.
315 Аверин Б.В. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В.В. Набоков: pro et contra. С. 494.
316 Энциклопедический словарь: Славянский мир I-XVI века / Под ред. В. Д. Гладких. М.: Центрполиграф, 2001. С. 216.
317 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 367-368.
318 Давыдов С. Набоков: Герой, автор, текст // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 320.
319 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 167.
320 Адамович Г. Современный записки. Кн. 55 // Последние новости. 1934. 24 мая. №4809. С.3.
321 Бицилли П. Возрождение аллегории // Современные записки. 1936. №61. С. 191-204.
322 Цетлин М. Слово. 1928 // Современный записки. 1928. №37. С. 536-537.
323 Долинин А.А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Литературное обозрение. 1999. № 2. С. 38-46; Долинин А.А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. С. 697-741; Долинин А.А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В.В. Русский период. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 9-42.
324 Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма // В.В. Набоков: pro et contra. С. 851-868.
325 Старк В. Пушкин в творчестве Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. С. 768-778.
326 Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. С. 508-522.
327 Монье А. В. Набоков в пушкинском зеркале // В.В. Набоков: pro et contra. Т.2. С. 551-557.
328 Пило Бойл Ч. Набоков и русский символизм // В.В. Набоков: pro et contra. С. 532-550.
329 Шекспир У. Лирика. М., 1999.
330 Набоков В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 276.
331 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 315.
332
333 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С.87.
334 Блэкуэлл Ст. Границы искусства: Чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 2002. Т.2. С. 824.
335 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 167.
336 Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.
337 Люксембург, А.М. Структурная организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики // Текст. Культура. Интертекст. М., 2001. С.319-330.
338 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 143.
339 Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. С. 384.
340 Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 187.
341 Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001.
342Саенко С. Мотивация двойничества в романе В.В. Набокова «Отчаяние». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua
343 Басилашвили К. Роман Набокова «Соглядатай» // В.В. Набоков: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1997. Т 1. С. 805.
344 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 10.
345 Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999. С. 10.
346 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. С. 120.