Человек из СССР
Действие IV

Действие: 1 2 3 4 5
Примечания

ДЕЙСТВИЕ IV

Передняя кинематографического ателье. Справа, вдоль сцены, та же серая стена, как и в предыдущем действии. Левее — широкий проход, заставленный кинематографическими декорациями, что напоминает одновременно и приемную фотографа, и балаганные будни, и пестрые углы футуриста. (Среди этих углов очень заметны три купола — один побольше, другие поменьше — охряные луковицы лубочного храма. Тут же валяется балалайка и наполовину развернутая карта России.) В этих декорациях неровные лазейки и просветы (видны в глубине очертанья огромных ламп-юпитеров). Все это напоминает зрителю разноцветную складную картину, небрежно и не до конца составленную. Когда поднимается занавес, на авансцене толпятся русские эмигранты, только что пришедшие на съемку. Среди них — Люля. Быстро и упруго протискивается на сцену через декорации, загромождающие проход, Помощник режиссера — рыжий, с брюшком, без пиджака и жилета, — и сразу начинает очень громко говорить. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Гримироваться, господа, гримироваться! Дамы налево, мужчины направо. Что ж это Марианны до сих пор нет. Сказано было в девять часов…

Сцена пустеет. Затем двое голубых рабочих проносят лестницу. Голос Помощника режиссера (уже за сценой): «Курт, Курт! Во ист Курт? Манн мусс…»[10] Голос теряется. Затем справа входят Марианна и Кузнецов. 

МАРИАННА:

(На ходу прижимает руки к вискам.) Это так возмутительно… Это так возмутительно с твоей стороны!.. 

КУЗНЕЦОВ:

…в жизни только одно бывает интересным: то, что можно предотвратить. Охота вам волноваться по поводу того, что неизбежно?

Оба остановились. 

МАРИАННА:

Ты, значит, своего решения не изменишь? 

КУЗНЕЦОВ:

(Осматривается.) Забавное место… Я еще никогда не бывал в кинематографической мастерской. (Заглядывает за декорации.) Какие здоровенные лампы!.. 

Я, вероятно, до гроба тебя не пойму. Ты, значит, решил окончательно? 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

(Выбегает справа.) Да что же это вы, Марианночка! Так нельзя, так нельзя… Хуш[11] в уборную! 

МАРИАННА:

Да-да, я сейчас. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Не сейчас, а сию минуту. Курт! (Убегает.) 

МАРИАННА:

Ты все же подумай… Пока я буду переодеваться, ты подумай. Слышишь? 

КУЗНЕЦОВ:

Эх, Марианна Сергеевна, какая вы, право… 

МАРИАННА:

Нет-нет, подожди меня здесь и подумай. (Уходит направо. Слева выбегает Помощник режиссера.) 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Пожалуйста, идите гримироваться. Ведь сказано было! 

КУЗНЕЦОВ:

 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Но тут посторонним нельзя. Есть правила. 

КУЗНЕЦОВ:

Пустяки. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Если господин Мозер — 

КУЗНЕЦОВ:

Друг детства. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Ну, тогда все хорошо. Извиняюсь. 

КУЗНЕЦОВ:

Фольклор у вас того, густоватый. Это что, купола? 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Да. Сегодня последняя съемка, сцена восстания. Мы очень спешим, так как к субботе фильм должен быть уже склеен. Пардон, я должен бежать. (Убегает.) 

КУЗНЕЦОВ:

Пожалуйста, пожалуйста. (Прогуливается, поднимает и разворачивает огромную карту, на которой грубо изображена Россия. Улыбаясь, разглядывает ее. Входит справа Таубендорф. Из-под пальто видны смазные сапоги, в руках чемоданчик.) 

ТАУБЕНДОРФ:

А, ты уже здесь, Алеша. Как тебя впустили? 

Очень было просто. Выдал себя за молочного брата какого-то Мозера. Тут Крым вышел совершенно правильным ромбом. 

ТАУБЕНДОРФ:

Россия… Да. Вероятно мои коллеги уже гримируются. Но это ничего. Тут всегда тянут… тянут… Алеша, я все исполнил, что ты приказал. Вернер уже уехал. 

КУЗНЕЦОВ:

Ух, какая пылища! (Бросает карту в угол. Она сама скатывается. Хлопками сбивает с рук пыль.) 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, когда ты устроишь и мне паспорт? 

КУЗНЕЦОВ:

Погодя. Я хотел тебя видеть вот почему: в субботу я возвращаюсь в Россию. Недели через две приедет сюда Демидов. Я тебя попрошу… Тут, однако, не очень удобно беседовать. 

ТАУБЕНДОРФ:

Пройдем вон туда: там сзади есть пустая комната. Я заодно загримируюсь. 

КУЗНЕЦОВ:

Э-ге! Ты в смазных сапогах…

Оба проходят налево. Через сцену пробегает Помощник режиссер а и юркает за декорации. Рабочие проносят расписные ширмы. Загримированные статисты (в русских рубахах) и статистки (в платочках) выходят справа и слева и постепенно скрываются за декорациями. Помощник режиссера выбегает опять, в руке — огромный рупор. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Господа, поторопитесь, поторопитесь! Все в ателье! Как только будут готовы Гарри и Марианна, мы начнем. 

ЛЮЛЯ:

(В платочке.) Гарри давно уже готов. Он пьет пиво в кантине.[12]  

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Он этим пивом испортит себе фигуру. (Двум замешкавшимся статистам.) Поторопитесь, господа!

Справа входит Марианна: резко загримированная, в папахе, револьвер за поясом, кожаная куртка, на папахе — звезда. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

(К Марианне.) Наконец-то!.. 

МАРИАННА:

Вы не видели… Тут был господин… с которым я приехала… 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Да что вы в самом деле!.. Ведь мы тут делом занимаемся, а не глупостями. Пожалуйте в ателье! (Он убегает. Слева входит Кузнецов.) 

МАРИАННА:

Алек, тут такая суматоха… Мы так с тобой и не договоримся… Алек, ты передумал? 

КУЗНЕЦОВ:

Я вас сразу не узнал. Хороши! Желтая, лиловая. 

МАРИАННА:

Ах, так нужно. На экране получается совсем иначе… Алек! 

КУЗНЕЦОВ:

 

МАРИАННА:

Ты меня с ума сведешь!

Вбегает Помощник режиссера. 

ПОМОШНИК РЕЖИССЕРА:

Съемка начинается! Господи, да идите же! Ведь уже в субботу все это должно быть на экране. Марианна! (Орет в рупор прямо в нее.) На съемку!! 

МАРИАННА:

Вы отвратительный грубиян. Алек, умоляю, подожди меня… Я сейчас…

Марианна и Помощник режиссера уходят. Слева появляется Таубендорф: он с приклеенной бородой, в русской рубахе и картузе. 

ТАУБЕНДОРФ:

Ну вот я и готов. 

КУЗНЕЦОВ:

Хорош, хорош. Там, кажется, уже началось. Ваш командир очень волнуется. 

ТАУБЕНДОРФ:

Так всегда. Сперва будут бесконечные репетиции этой самой сцены восстания. Настоящая съемка начнется значительно позже. (Закуривает.) Алеша, мы обо всем поговорили? Больше ничего? (Говоря, прислоняется к стене, на которой большой плакат: «Rauchen verboten!»[13]. Продолжает курить.) 

Больше ничего. Остальное ты сам знаешь. 

ТАУБЕНДОРФ:

Остальное? 

КУЗНЕЦОВ:

Да. Насчет Ольги Павловны. Ты заботься о ней, как и в прежние разы. Навещай ее изредка, да помогай ей, если что нужно. 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, я… 

КУЗНЕЦОВ:

Что с тобой? 

ТАУБЕНДОРФ:

(Очень сильно волнуясь.) Дело в том… 

КУЗНЕЦОВ:

Валяй. 

ТАУБЕНДОРФ:

Алеша, умоляю тебя, я хочу с тобой! Слышишь, я хочу с тобой!{12} Тут я пропаду…

За сценой жужжанье юпитеров, затем голос Помощника режиссера в рупор. 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Господа, вы в России! На площади! Идет восстание! Группа первая машет флагами! Группа вторая бежит от баррикады налево! Группа третья двигается вперед! 

КУЗНЕЦОВ:

 

ТАУБЕНДОРФ:

Я не смею спорить с тобой. Ты как, уходишь сейчас? Я тебя еще увижу? 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Ахтунг![14] 

КУЗНЕЦОВ:

Нет, не думаю. Эти последние несколько дней у меня будет мало досуга. К Ольге Павловне зайду ненадолго сегодня, а потом уже только в субботу перед отъездом. Я хотел тебя еще спросить: ты что — будешь продолжать служить в кабаке? 

ТАУБЕНДОРФ:

 

КУЗНЕЦОВ:

Ну-с, по-немецки — орех, по-гречески — надежда{13}, — давай простимся. (Целуются.) 

ТАУБЕНДОРФ:

Когда Таубендорф уходит из двери{14}, Кузнецов выхватывает браунинг и целится в него{15}. 

КУЗНЕЦОВ:

Стой! 

ТАУБЕНДОРФ:

(Уходит.) 

КУЗНЕЦОВ:

… Не дрогнул… А ты, господин хороший, не подведи. (Обращается к револьверу, целится в публику.) — не подведи. Детище мое, пистолетище… (Кладет его обратно в карман.)

Пробегает рабочий, уносит карту и балалайку. Кузнецов смотрит на часы. За сценой жужжанье ламп. Быстро входит Марианна. Скидывает папаху, встряхивает волосами. 

КУЗНЕЦОВ:

Марианна Сергеевна, я, к сожалению, должен уходить. 

Алек! 

КУЗНЕЦОВ:

Вы что, уже отыграли свою роль? 

МАРИАННА:

… Я только сейчас начну. У меня сцена с героем. Но не в этом дело. Алек, ты все-таки решил в субботу ехать? 

КУЗНЕЦОВ:

Да. 

МАРИАННА:

Я не могу этому поверить. Я не могу поверить, что ты меня оставишь. Слушай, Алек, слушай… Я брошу сцену. Я забуду свой талант. Я уеду с тобой. Увези меня куда-нибудь. Будем жить где-нибудь на юге, в Ницце… Твои глупые коммерческие дела подождут. Со мной происходит что-то ужасное. Я уже заказала платья, светлые, чудные, для юга… Я думала… Нет, ведь ты не уедешь от меня! Я буду тебя ласкать. Ты ведь знаешь, как я умею ласкать. У нас будет вилла, полная цветов. Мы будем так счастливы… Ты увидишь… 

Все назад, все назад! Ни к черту не годится! Слушать: когда я скажу «раз!», группа первая поднимается. Когда скажу «два!», группа вторая бежит влево. Смирно! Ахтунг! 

КУЗНЕЦОВ:

Мне было приятно с вами. Но теперь я уезжаю. 

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Раз! 

КУЗНЕЦОВ:

Я, кажется, никогда не давал вам повода думать, что наша связь может быть долгой. Я очень занятой человек. По правде сказать, у меня нет даже времени говорить, что я занятой человек. 

Ах, ты, значит, вот как… 

КУЗНЕЦОВ:

Полагаю, что вы понимаете меня. Я не ваш первый любовник и не последний. Мелькнули ваши ноги, мне было с вами приятно, а ведь больше ничего и не требовалось. 

МАРИАННА:

… Так позволь и мне сказать. С моей стороны это все было комедией. Я только играла роль. Ты мне только противен. Я сама бросаю тебя, а не ты меня. И вот еще… Я знаю, ты большевик, чекист, Бог знает что… Ты мне гадок! 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Два! 

МАРИАННА:

Ты — большевик! Уходи. Не смей ко мне возвращаться. Не смей мне писать. Нет, все равно, я знаю, ты напишешь… Но я буду рвать твои письма. 

Три! 

КУЗНЕЦОВ:

Да нет же, Марианна Сергеевна, я писать не собираюсь. И вообще вы сейчас только задерживаете меня. Мне пора. 

МАРИАННА:

 

КУЗНЕЦОВ:

Ну да, ну да, охота вам все повторять то же самое. Проститесь со мной. 

МАРИАННА:

(Отвернулась.) Нет.

 

ГОЛОС В РУПОР ЗА СЦЕНОЙ:

Назад. Все назад! Никуда не годится! Господа, последний раз прошу слушать: группа первая…

Занавес

Примечания

{12} …я хочу с тобой! Слышишь, я хочу с тобой! — В Рукописи реплика первоначально была иной: «…я хочу в Россию! Слышишь, я хочу в Россию! Туда, где опасность, туда, где ты, Алеша!»

{13} Ну-с, по-немецки — орех, по-гречески — надежда… — Трехъязычная шарада, включающая русское междометие, немецкое Nuß (орех) и термин античной философии «нус», означающий, однако, не надежду, а разум, мысль, дух. Возможно, «нус» в значении «надежда» имеет здесь иносказательный смысл: в философии Аристотеля («перводвигатель») и христианской теологии (Бог как «нус»; «умная» природа ангелов) «нус» сближается с понятием Бога. Если так, то Кузнецов, прощаясь, попросту говорит: «Ну, с Богом» (на что намекает и следующая реплика Таубендорфа). В 1919 г. Набоковы покинули Россию на греческом судне «Надежда».

{14} Когда Таубендорф уходит <…> Кладет его обратно в карман. — Более поздняя вставка на отдельной странице (обрамленная словами: «вставка в Четвертом действии» и «Выход Марианны»). Первоначально после слов Таубендорфа «Храни тебя Господь» следовало: «(Уходит за декорации.) Кузнецов (ему вослед с улыбкой). Хорош, хорош. Сапоги даже со скрипом».

{15} Выхватывает браунинг и целится в него. — Как и многие другие русские эмигранты в Берлине в 20-х годах прошлого века, Набоков подрабатывал статистом на киносъемках. В одной из картин, куда его пригласили как обладателя смокинга, действие разворачивалось в театре, на сцене которого происходило убийство: «Помню, как я стоял в ложе бутафорского театра и хлопал, а на воображаемой сцене что-то происходило: «настоящее» убийство, которое театральная публика должна была принимать за сцену спектакля» (Б01. С. 242). Описание этих берлинских съемок вошло в роман «Машенька» (1926): «На экране было светящееся, сизое движение: примадонна, совершившая в жизни своей невольное убийство, вдруг вспоминала о нем, играя в опере роль преступницы, и, выкатив огромные неправдоподобные глаза, валилась навзничь на подмостки» (Н1.[21] С. 60).

[10] Где Курт? Нужно… (нем.)

[12] Столовой (нем.).

[13] «Курить воспрещается!»

[14] Внимание! (нем.)

[21] В. Набоков. Русский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999. Т. 1.

Действие: 1 2 3 4 5
Примечания