Поиск по творчеству и критике
Cлово "HOMO"
Входимость: 14. Размер: 51кб.
Входимость: 8. Размер: 210кб.
Входимость: 7. Размер: 78кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 174кб.
Входимость: 4. Размер: 80кб.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Входимость: 3. Размер: 55кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 143кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 205кб.
Входимость: 1. Размер: 118кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Входимость: 1. Размер: 123кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Входимость: 1. Размер: 123кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 115кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 148кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 141кб.
Входимость: 1. Размер: 163кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 219кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 14. Размер: 51кб.
Часть текста: XX века Художественное творчество модернизма и постмодернизма как продукт Magister Ludi («мастера игры») в контексте философско-культурологических учений XX века ...Именно как идея Игра существовала всегда. Г. Гессе. Игра в бисер Феномен игровой поэтики является важной составляющей западной эстетики и получает свое эстетико-философское обоснование на рубеже XIX-XX веков. Соотношение игра — литература — сложное, емкое и в то же время неоднозначное явление западной либеральной философско-культурологической мысли, стратегия которой вырабатывалась веками, начиная с античности. Но несмотря на противостояние идеального и рационального, в целом критерий разумности сопровождал человека в качестве его антропологической принадлежность к высокому титулу Homo sapiens до тех пор, пока не происходит ревизия рационалистических учений, уступивших свое место иррационализму в философии и бессознательному в психологии. Романтический идеализм И. Канта и Ф. Шиллера проложил дорогу творческой свободе художника, потеснив понятие литературного канона, «большого стиля», «обеспечившего раньше “соборность” художественного сознания и единодушие творца с достаточно широкой аудиторией» [77, с. 231]. Спецификой эстетического сознания XX века следует считать модернизацию платоновской и кантовско-шилеровской концепции об игре как незаинтересованной иррациональной эстетической деятельности, определяющей парадигму искусства современности. Модернистский антропологизм сформулировал концепцию Homo ludens как определяющий фактор современной культурной цивилизации, о чем было заявлено еще в платоновской онтологии: «Надо жить играя» [238, с. 553] и продолжено в...
Входимость: 8. Размер: 210кб.
Часть текста: 1938), отразивший новое художественное чувство эпохи, основанное на иррациональных категориях в искусстве и психологическом подсознании, тех «четырех элементах» бессознательного, которые отвергали «императив исключительного реализма» XIX века [316, с. 239], а именно: «интуиция разъятого мира, открытые “шлюзы” подсознания, непрерывная текучесть сознания и новая поэтика, вышедшая из символизма» [45, с. 277]. Роман также показателен как переходное произведение к поэтике постмодернизма с его тотальной художественной игрой, устраняющей иерархические структуры, разделяющие массовую и элитарную культуру, «сохраняя в то же время отчетливые связи с традицией модернистской метапрозы (прежде всего через конструктивный мотив строительства жизни как литературного произведения)» [179, с. 56]. Неоднократно отмечаемая в критике полифоничность определяет деконструктивистскую концепцию набоковского романа и соотносится с бахтинско-бартовскими установками о присущей тексту множественности смыслов и голосов, вызванных децентрированной структурой текста и «пространственной многолинейностью...
Входимость: 7. Размер: 78кб.
Часть текста: наиболее отчетливо обозначили стремление Набокова «пробиться в свою вечность». Их сближает общий путь поиска «от Платона», а сходство фабул, мотивов, героев, имен является уже следствием. Выбор Платона понятен: в его философии скрещиваются восточные и западные, древние и новейшие метафизические учения. Платоническая «сквозистость» этих произведений, проявляющаяся в насыщенной цитатности «диалогов», призвана, с одной стороны, проветрить лаборатории позитивистской антропологии, не только не давшей, как это следует из бесчисленных заметок по этому поводу писателя, ответа ни на один из «вечных» вопросов бытия, но и заведшей их в гносеологический тупик, возвращающий человека вспять — к «кабану», «крысе», «обезьяне». [1] С другой стороны, платонизм Набокова, взятый в качестве первоисточника (и «первообраза») современной метафизики, служит ее очищению от «романтических бредней». Один из ведущих повествовательных пластов «Приглашения на казнь» пародирует штампы романтической литературы: средневековая готика, бегство от действительности, гений и толпа, злодеи и жертвы, зачатие героя от...
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: 2 См.: Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков В.В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 4. 3 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3. 4 Кадашев В. Душный мир // Новое слово. 1936. №13. С.2. 5 Адамович Г. Предисловие // Набоков В. Защита Лужина. Paris, <б.г.>. С. 315. 6 Цит. по: Золотусский И. Путешествие к Набокову // Новый Мир. 1996. №12. 7 Набоков В., Уилсон Э. Дорогой Пончик. Дорогой Володя: Переписка. 1940-1971. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. С. 136. 8 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 331. 9 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. С. 93. 10 Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. С. 117. 11 Адамович Г. Сирин // Последние новости. 1934. №4670. С.3. 12 Ерофеев В. Русская проза В. Набокова: Вступительная статья // Набоков B. В. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С.16. 13 Леденев А.В. Дух вечного возвращения: В. Набоков // Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. М.: Терра. Спорт, 1998. С. 328-329. 14 Зверев А.М. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. Вып. 2. М., 1992. С. 3-56. 15 Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 208. 16 Ходасевич В. О Сирине // Возрождение. 1937. №4065. С. 9. 17 Цит. по: Федоров В.С. О жизни и литературной судьбе Владимира Набокова // Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1991. C. 14. 18 Набоков В.В. Собрание соч.: В 4.т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 365. 19 Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В. Набокова / Под ред. Н.Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 20 В.В. Набоков: pro et contra. СПб.: РХГИ: В 2 т. 1997, 2002. 21 Шаховская З. В поисках Набокова. М.: Книга, 1991. 22 Люксембург A.M. Отражение отражений: творчество В....
Входимость: 4. Размер: 174кб.
Часть текста: с ним диалога-полемики. Мы показали, что лейтмотивом, «ведущей мелодией», связанной с композиционным узлом произведения можно рассматривать комплекс тем трактующих аллегорически-психологическое превращение автора шахматной защиты Лужина в её жертвенного персонажа – черного шахматного коня. Соответственно в области подтекста эти темы раскрываются, подсвечиваются и дополняются введением в текст аллюзий на такие произведения-претексты как: - книга Л. Кэрролла «Алиса в зазеркалье» с её образом Белого шахматного рыцаря (White Knight) – аллегорического авторского двойника, - или «Медный Всадник» Пушкина, рассмотренный в контексте, или сквозь призму критических и художественных текстов Мережковского, Брюсова, Белого, представляющих эволюцию символа Медного Всадника, - или история рыцаря-безумца в «Дон Кихоте» Сервантеса. Вместе с тем, когда мы переходим к рассмотрению в произведении философского, смыслового подтекста мы видим, что в построении выразительной целостности этого совокупно-единого высказывания, вместе с «ведущей мелодией», разворачивающимся «лейтмотивом», автором задействуется целая гамма сопутствующих тематических звучаний. И в качестве поясняющей музыкальной аллегории хотел бы использовать образ симфонического звучания тем в самом романе и в актуализируемых в нем подтекстах. «Симфонического», т. е. созвучного (Симфония - др. -греч. συμφωνία — «созвучие,...
Входимость: 4. Размер: 80кб.
Часть текста: игры ...мы, читатели или зрители, участвуем в искусной и захватывающей игре В. Набоков. Лекция о Достоевском. Модернистское направление творчества Набокова становится все более очевидным, и новый роман «Камера обскура» (1931) тому доказательство. «Это был довольно неожиданный роман, особенно после “Подвига”», — признается биограф Набокова Б. Носик [227, с. 273], добавляя, что подобную характеристику следует отнести и к остальным русскоязычным произведениям писателя, начиная с «Машеньки». «Неожиданностью» для эмигрантской критики стало сближение Набокова с кинематографом, который войдет в интермедиальное пространство набоковского творчества как фактор эклектичности и маргинализации модернистско -постмодернистского искусства. Первоначально роман назывался «Райская птица», но очень скоро автор взглянул на роман как бы со стороны и пересмотрел отношение к нему во многом под воздействием собственной критики стихов брата Кирилла, напечатанных в «Воле России». Вот отрывок из литературной рецензии Набокова, повлиявший на серьезную переделку...
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: литературным самосознанием эпохи» [2]. В многочисленных исследованиях разных лет выделялись и изучались отдельные элементы игровой поэтики Набокова. Однако до настоящего времени не существует систематической классификации приемов игры, «более того, не проанализирована в полной мере специфика игровой поэтики набоковских текстов в контексте той общей тенденции к превалированию игрового начала, которое характерно для модернистской и постмодернистской литературы XX века» [197]. Предлагаемая классификация также не может претендовать на окончательную и предполагает дополнения и варьирования аспектов игры в поэтике набоковского творчества, что формирует представления о культуре как совокупности художественных кодов и дискурсов, выявляющих явные и скрытые смыслы и интерпретации, отрицающие наличие единственно верного толкования текста и признания множественности разных точек зрения, каждая из которых не может быть последней и истинной. Критерии игровой поэтики В. Набокова: 1. Неомифологизм Обращение к мифотворчеству в искусстве ХХ века во многом обусловлено кризисным состоянием буржуазного общества, стремлением выйти за пределы исторического детерминизма и традиционных духовных устоев ради создания новых моделей социально-исторических и культурных кодов, реконструирующих устаревшие стереотипы мышления и искусства. Примечательно, что произведение в новаторской культуре ХХ века, как замечает В. Руднев, само «начинает уподобляться мифу по своей структуре. Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу... Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной» [ 255, с. 185]. В качестве неомифологического пространства выступает видоизмененная под художественным взглядом реальность, интерпретируемая парадоксально через фантастическую мифологию игры, выполняющую функцию универсальной категории человеческого существования, что влечет за собой выход за рамки исторического...
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: игрового противостояния реального и условного, обозначенного в произведении как жизнь и творческая смерть. Особенностью смуровского разыгрывания самоубийства заключается «лишение смысловой соотнесенности» с происходящим, главное, что «сыгранное в игре искусства не ставит на место реального мира мир грез, в котором мы забываемся» [74, с. 166]. В искусственном по своей природе метаповествовании произведения воссоздается столь же искусственный мир, как заметит эмигрантский критик К. Зайцев, «обладающий всеми свойствами мира действительного, кроме одного: подлинности» [133, с. 80]. Тема повести была задана в пьесе «Смерть» (1923), которая, по замечанию И. Галинской, — является прямой перекличкой с «Соглядатаем», где «развивается идея существования человека после самоубийства» [78]. Как и в пьесе «Смерть», Набоков не дает прямого ответа на вопрос о смерти героя, что делает сюжет обоих произведений условным, выходящим за рамки реальности и жизненной обусловленности героя, превращая текст в ризоматическую ассиметричную структуру, бессвязную головоломку,...
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: В. В. Набокова в контексте западноевропейской эстетики модернизма и постмодернизма. Список литературы Список литературы 1. Аверин Б. Набоков и набоковиана // Б. Аверин. В. Набоков: PRO ET CONTRA. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. 960 с. — C.846-862. 2. Аверинцев С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // С. Аверинцев. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. — С. 3-38. 3. Агранович С. , Саморукова И. Двойничество. Самара: Изд-во Самарский университет, 2001. — 132 с. 4. Адамович Г. Владимир Набоков (из книги «Одиночество и свобода») // В. Набоков: PRO ET CONTRA. Т.1. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. 960 с. — C. 249 — 260. 5. Адамович Г. Сирин // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н.Г. Мельникова. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2000. — 688 с. С. 195-199. 6. Адамович Г. Предисловие // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н.Г. Мельникова. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2000. — 688 с. С. 70-76. 7. Адамович Г. Рец.: «Современные записки», книга 40 // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н.Г.Мельникова. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2000. — 688 с. С. 55-56. 8. Адамович Г. Рец.: «Современные записки», книга 54 — 55 // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии / Под общей редакцией Н.Г. Мельникова. М.: Издательство «Новое...
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Часть текста: В. В. Набокова в контексте западноевропейской эстетики модернизма и постмодернизма. 3.1.«Триумф иронии» и Homo ludens в романе В. В. Набокова «Король, дама, валет» Глава III. Мир как фантазм: игровая поэтика в произведениях В. Набокова «европейского» типа 3.1.«Триумф иронии» и Homo ludens в романе В. В. Набокова «Король, дама, валет» Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда бы мы иначе не вступили.., то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я» Э. Т. А. Гофман. Песочный человек Второй эмигрантский роман Набокова «Король, дама, валет» (1928) принято называть «берлинским», он стал показателем перехода писателя к европейскому модернистскому стилю. Определяя «сверхлогический характер» [304, с. 22] художественного произведения, игра к этому времени становится доминантой творчества Набокова, он возвышает ее до уровня онтологической трактовки бытия, создавая нестабильную децентрированную структуру, результатом чего становится идеальная игра-нонсенс, поглощающая личность и управляющая всеми системами жизни. Начиная с названия автор ориентирует читателя на игру, не случайно он говорит в предисловии, что «сохранил...