• Наши партнеры
    который был швейцаром у нас в Петербурге
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "З"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 2885).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    183ЗАБАВНЫЙ (ЗАБАВНО, ЗАБАВНЫМ, ЗАБАВНОЕ, ЗАБАВНАЯ)
    148ЗАБЫВАТЬ (ЗАБЫВАЛ, ЗАБЫВАЕТ, ЗАБЫВАЯ, ЗАБЫВАЛИ)
    167ЗАБЫТЫЙ (ЗАБЫТОГО, ЗАБЫТЫ, ЗАБЫТЫЕ, ЗАБЫТАЯ)
    282ЗАБЫТЬ (ЗАБЫЛА, ЗАБЫЛ, ЗАБЫЛИ, ЗАБУДУ)
    218ЗАВЕРШАТЬ (ЗАВЕРШАЕТ, ЗАВЕРШАЛ, ЗАВЕРШАЛО, ЗАВЕРШАЯ, ЗАВЕРШАЛИ)
    244ЗАГАДКА (ЗАГАДКУ, ЗАГАДОК, ЗАГАДКИ, ЗАГАДКОЙ)
    296ЗАГЛАВИЕ (ЗАГЛАВИЯ, ЗАГЛАВИЕМ, ЗАГЛАВИИ, ЗАГЛАВИЙ)
    209ЗАГОВОР (ЗАГОВОРА, ЗАГОВОРЕ, ЗАГОВОРОМ, ЗАГОВОРЫ)
    707ЗАДАЧА (ЗАДАЧИ, ЗАДАЧЕЙ, ЗАДАЧЕ, ЗАДАЧУ)
    166ЗАДНИЙ (ЗАДНЕМ, ЗАДНИМ, ЗАДНЕЙ, ЗАДНЕГО)
    217ЗАКАНЧИВАТЬ (ЗАКАНЧИВАЕТ, ЗАКАНЧИВАЛ, ЗАКАНЧИВАЯ, ЗАКАНЧИВАЛА, ЗАКАНЧИВАЮТ)
    155ЗАКАТ (ЗАКАТА, ЗАКАТЕ, ЗАКАТОМ, ЗАКАТЫ)
    243ЗАКЛЮЧАТЬ (ЗАКЛЮЧАЕТ, ЗАКЛЮЧАЛ, ЗАКЛЮЧАЛА, ЗАКЛЮЧАЛО, ЗАКЛЮЧАЯ)
    154ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ЗАКЛЮЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИИ, ЗАКЛЮЧЕНИЙ)
    173ЗАКЛЮЧЕННЫЙ (ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННОГО, ЗАКЛЮЧЕННОМУ, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ)
    162ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ)
    167ЗАКЛЮЧИТЬ (ЗАКЛЮЧИЛ, ЗАКЛЮЧЕН, ЗАКЛЮЧЕНА, ЗАКЛЮЧЕНО)
    483ЗАКОН (ЗАКОНОМ, ЗАКОНЫ, ЗАКОНАМ, ЗАКОНА)
    332ЗАКОНЧИТЬ (ЗАКОНЧИЛ, ЗАКОНЧИЛА, ЗАКОНЧЕНА, ЗАКОНЧЕН)
    153ЗАКРЫТЬ (ЗАКРЫЛА, ЗАКРЫЛ, ЗАКРЫТ, ЗАКРОЙТЕ)
    379ЗАЛ, ЗАЛА (ЗАЛУ, ЗАЛЫ, ЗАЛЕ)
    162ЗАМЕНИТЬ (ЗАМЕНИЛ, ЗАМЕНЕНЫ, ЗАМЕНИЛА, ЗАМЕНЕН)
    573ЗАМЕТИТЬ (ЗАМЕТИЛ, ЗАМЕТИЛИ, ЗАМЕТИМ, ЗАМЕТИЛА)
    404ЗАМЕТКА (ЗАМЕТКАХ, ЗАМЕТОК, ЗАМЕТКИ, ЗАМЕТКУ)
    151ЗАМЕТНЫЙ (ЗАМЕТНО, ЗАМЕТНЫ, ЗАМЕТНОЕ, ЗАМЕТНОЙ)
    309ЗАМЕЧАНИЕ (ЗАМЕЧАНИЮ, ЗАМЕЧАНИЯ, ЗАМЕЧАНИЙ, ЗАМЕЧАНИЯМИ)
    266ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ (ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ)
    373ЗАМЕЧАТЬ (ЗАМЕЧАЛ, ЗАМЕЧАЕТ, ЗАМЕЧАЯ, ЗАМЕЧАЮТ)
    221ЗАМОК (ЗАМКЕ, ЗАМКА, ЗАМКИ, ЗАМКУ)
    157ЗАМУЖ
    423ЗАМЫСЕЛ (ЗАМЫСЛУ, ЗАМЫСЛА, ЗАМЫСЛЕ, ЗАМЫСЛОМ)
    145ЗАНАВЕС (ЗАНАВЕСА, ЗАНАВЕСЕ, ЗАНАВЕСОМ, ЗАНАВЕСАХ)
    349ЗАНИМАТЬ (ЗАНИМАЕТ, ЗАНИМАЛ, ЗАНИМАЛА, ЗАНИМАЛИ)
    160ЗАНЯТАЯ, ЗАНЯТЫЙ (ЗАНЯТ, ЗАНЯТЫ, ЗАНЯТА, ЗАНЯТЫЕ, ЗАНЯТОЙ)
    264ЗАНЯТИЕ (ЗАНЯТИЯ, ЗАНЯТИЙ, ЗАНЯТИЕМ, ЗАНЯТИЯХ)
    262ЗАНЯТЬ (ЗАНЯЛ, ЗАНЯТ, ЗАНЯТЫ, ЗАЙМЕТ)
    283ЗАПАД (ЗАПАДЕ, ЗАПАДА, ЗАПАДУ, ЗАПАДОМ)
    246ЗАПАДНЫЙ (ЗАПАДНОЙ, ЗАПАДНОГО, ЗАПАДНОМ, ЗАПАДНЫХ, ЗАПАДНУЮ)
    247ЗАПАХ (ЗАПАХОМ, ЗАПАХА, ЗАПАХАМИ, ЗАПАХИ)
    149ЗАПАХНУТЬ (ЗАПАХ, ЗАПАХЛО, ЗАПАХНУЛА, ЗАПАХНУЛ)
    151ЗАПЕРЕТЬ (ЗАПЕР, ЗАПРЕТ, ЗАПЕРТА, ЗАПЕРЕВ)
    184ЗАПИСАТЬ (ЗАПИСАЛ, ЗАПИСАН, ЗАПИСАЛА, ЗАПИСАНО)
    166ЗАПИСАТЬ (ЗАПИСАЛ, ЗАПИСАЛА, ЗАПИСАЛИ, ЗАПИСАЛО)
    763ЗАПИСКА (ЗАПИСКИ, ЗАПИСКАХ, ЗАПИСКУ, ЗАПИСОК, ЗАПИСКОЙ)
    343ЗАПИСЬ (ЗАПИСЕЙ, ЗАПИСИ, ЗАПИСЬЮ, ЗАПИСЯХ)
    157ЗАПОМНИТЬ (ЗАПОМНИЛ, ЗАПОМНИ, ЗАПОМНИЛО, ЗАПОМНИЛА)
    229ЗАРУБЕЖНЫЙ (ЗАРУБЕЖНОЙ, ЗАРУБЕЖНЫХ, ЗАРУБЕЖНОЕ, ЗАРУБЕЖНЫЕ)
    227ЗАРУБЕЖЬЕ (ЗАРУБЕЖЬЯ, ЗАРУБЕЖЬЮ, ЗАРУБЕЖЬЕМ)
    174ЗАРЯ (ЗАРИ, ЗАРЕ, ЗАРЕЙ, ЗАРЮ)
    220ЗАСЕДАНИЕ (ЗАСЕДАНИЯ, ЗАСЕДАНИЙ, ЗАСЕДАНИИ, ЗАСЕДАНИЯХ)
    219ЗАСТАВИТЬ (ЗАСТАВИЛ, ЗАСТАВИЛА, ЗАСТАВИЛИ, ЗАСТАВИЛО)
    243ЗАСТАВЛЯТЬ (ЗАСТАВЛЯЕТ, ЗАСТАВЛЯЮТ, ЗАСТАВЛЯЛА, ЗАСТАВЛЯЛ, ЗАСТАВЛЯЛИ)
    150ЗАТЕКСТА (ЗАТЕКСТУ, ЗАТЕКСТ, ЗАТЕКСТЕ, ЗАТЕКСТОМ)
    234ЗАЧАРОВАННЫЙ (ЗАЧАРОВАННЫХ, ЗАЧАРОВАННОГО, ЗАЧАРОВАННЫЕ, ЗАЧАРОВАННЫМ)
    985ЗАЩИТА (ЗАЩИТУ, ЗАЩИТЫ, ЗАЩИТЕ, ЗАЩИТОЙ)
    159ЗАЯВИТЬ (ЗАЯВИЛ, ЗАЯВИЛА, ЗАЯВИЛИ, ЗАЯВЯТ)
    247ЗВАТЬ (ЗВАЛИ, ЗОВЕТ, ЗОВУТ, ЗВАЛ)
    426ЗВЕЗДА (ЗВЕЗДЫ, ЗВЕЗД, ЗВЕЗДОЙ, ЗВЕЗДУ)
    158ЗВОН (ЗВОНОМ, ЗВОНА, ЗВОНУ, ЗВОНЕ)
    191ЗВОНКИЙ (ЗВОНОК, ЗВОНКО, ЗВОНКА, ЗВОНКОМ)
    156ЗВОНОК (ЗВОНКА, ЗВОНКАМИ, ЗВОНКОМ, ЗВОНКИ)
    600ЗВУК (ЗВУКИ, ЗВУКОВ, ЗВУКОМ, ЗВУКА)
    210ЗВУКОВЫЕ (ЗВУКОВОЙ, ЗВУКОВАЯ, ЗВУКОВОЕ, ЗВУКОВУЮ)
    285ЗВУЧАТЬ (ЗВУЧАТ, ЗВУЧИТ, ЗВУЧАЛО, ЗВУЧАЛИ)
    162ЗДАНИЕ (ЗДАНИЯ, ЗДАНИЕМ, ЗДАНИЙ, ЗДАНИИ)
    179ЗДОРОВ, ЗДОРОВОЕ (ЗДОРОВО, ЗДОРОВЫ, ЗДОРОВЫЙ)
    149ЗДОРОВЬЕ (ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЮ, ЗДОРОВЬЕМ)
    281ЗДРАВЫЙ (ЗДРАВОГО, ЗДРАВЫМ, ЗДРАВО, ЗДРАВОМУ)
    406ЗЕЛЕНЫЙ (ЗЕЛЕНЫХ, ЗЕЛЕНОЕ, ЗЕЛЕНОЙ, ЗЕЛЕНЫЕ)
    218ЗЕМБЛЫ (ЗЕМБЛЕ, ЗЕМБЛА, ЗЕМБЛУ, ЗЕМБЛ)
    271ЗЕМБЛЯНСКИЙ (ЗЕМБЛЯНСКОЙ, ЗЕМБЛЯНСКИХ, ЗЕМБЛЯНСКОГО, ЗЕМБЛЯНСКОМ)
    590ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕ, ЗЕМЛЮ, ЗЕМЛЕЙ)
    596ЗЕМНАЯ (ЗЕМНОМ, ЗЕМНОГО, ЗЕМНОЕ, ЗЕМНОЙ, ЗЕМНЫЕ)
    341ЗЕНЗИНОВ (ЗЕНЗИНОВУ, ЗЕНЗИНОВА, ЗЕНЗИНОВЫМ, ЗЕНЗИНОВЕ)
    763ЗЕРКАЛО (ЗЕРКАЛА, ЗЕРКАЛЕ, ЗЕРКАЛОМ, ЗЕРКАЛАХ)
    356ЗЕРКАЛЬНЫЙ (ЗЕРКАЛЬНОЙ, ЗЕРКАЛЬНОЕ, ЗЕРКАЛЬНО, ЗЕРКАЛЬНОМ)
    362ЗИМА (ЗИМЫ, ЗИМОЙ, ЗИМУ, ЗИМЕ)
    157ЗИМНИЙ (ЗИМНИХ, ЗИМНЕГО, ЗИМНЕЙ, ЗИМНИМ, ЗИМНИЕ)
    742ЗИНА (ЗИНЕ, ЗИНОЙ, ЗИНЫ, ЗИНУ)
    393ЗЛАЯ (ЗЛО, ЗЛОЙ, ЗЛА, ЗОЛ)
    309ЗЛО (ЗЛА, ЗОЛ, ЗЛОМ, ЗЛЕ)
    172ЗМЕЯ, ЗМЕЙ (ЗМЕИ, ЗМЕЕЙ, ЗМЕЮ)
    691ЗНАК (ЗНАКОМ, ЗНАКОВ, ЗНАКИ, ЗНАКАМИ)
    161ЗНАКОВЫЙ (ЗНАКОВ, ЗНАКОВЫМ, ЗНАКОВОГО, ЗНАКОВОЙ, ЗНАКОВОЕ)
    157ЗНАКОМСТВО (ЗНАКОМСТВА, ЗНАКОМСТВЕ, ЗНАКОМСТВУ, ЗНАКОМСТВОМ)
    592ЗНАКОМЫЙ (ЗНАКОМЫХ, ЗНАКОМЫЕ, ЗНАКОМЫМ, ЗНАКОМ)
    358ЗНАМЕНИТЫЙ (ЗНАМЕНИТЫХ, ЗНАМЕНИТОГО, ЗНАМЕНИТОЙ, ЗНАМЕНИТЫМ)
    400ЗНАНИЕ (ЗНАНИЕМ, ЗНАНИЯ, ЗНАНИЙ, ЗНАНИИ)
    223ЗНАТЬ (ЗНАТЬЮ, ЗНАТИ)
    1585ЗНАТЬ (ЗНАЮ, ЗНАЛ, ЗНАЕТ, ЗНАЕТЕ)
    729ЗНАЧЕНИЕ (ЗНАЧЕНИЙ, ЗНАЧЕНИИ, ЗНАЧЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕМ)
    192ЗНАЧИМЫЙ (ЗНАЧИМО, ЗНАЧИМА, ЗНАЧИМОГО, ЗНАЧИМОЕ)
    264ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНО, ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ)
    370ЗНАЧИТЬ (ЗНАЧИТ, ЗНАЧИЛО, ЗНАЧИЛИ, ЗНАЧИЛА)
    356ЗОЛОТОЙ, ЗОЛОТАЯ (ЗОЛОТОМ, ЗОЛОТЫХ, ЗОЛОТЫЕ)
    714ЗРЕНИЕ (ЗРЕНИЯ, ЗРЕНИЕМ, ЗРЕНИИ, ЗРЕНИЮ)
    217ЗРИМЫЙ (ЗРИМО, ЗРИМОГО, ЗРИМЫХ, ЗРИМЫМИ, ЗРИМЫЕ)
    320ЗРИТЕЛЬ (ЗРИТЕЛЯ, ЗРИТЕЛЕЙ, ЗРИТЕЛИ, ЗРИТЕЛЮ)
    185ЗРИТЕЛЬНЫЙ (ЗРИТЕЛЬНЫХ, ЗРИТЕЛЬНОГО, ЗРИТЕЛЬНЫЕ, ЗРИТЕЛЬНОМУ)
    198ЗУБ (ЗУБОВ, ЗУБЫ, ЗУБАМИ, ЗУБАХ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ЗАКАЛ (ЗАКАЛА, ЗАКАЛОМ)

    1. Классик без ретуши. Отчаяние
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: факты уголовной хроники: воплощая в жизнь зловещий замысел «гениального беззакония», главный герой, мономан Герман Карлович, эпигонски повторял фабулу двух чудовищных по своей циничной жестокости преступлений (убийства мнимых двойников с целью получения страховки), которые одно за другим прогремели в Германии весной 1931 г. О них взахлеб писали немецкие газеты, в том числе и русскоязычные, например, в "Руле", где активно сотрудничал Набоков, 19 марта 1931 г. появилась статья с кричащим заголовком "Убийство в автомобиле", рассказывающая о преступлении некоего Курта Тецнера (о нем вскользь упоминается в десятой главе романа) [46]. Использовав криминальную фабулу и традиционный мотив двойничества, Набоков затронул в своем романе фундаментальные темы русской классической литературы: преступление и наказание, гений и злодейство, гений и ущербность, удушающая власть эгоизма, приводящая человека сначала к отрицанию экзистенциальной ценности «других», а затем — к неизбежной потере собственного «я» и полному распаду личности. Поэтому далеко не случайно, что "Отчаяние" занимает особое место и в творческой эволюции Набокова (здесь нашли свое развитие и обрели символическое звучание темы и характеры, к которым он обращался в более ранних произведениях: "Ужас", "Защита Лужина", "Соглядатай"), и в утверждении его писательской репутации. Ведущие критики русской эмиграции единодушно отнесли "Отчаяние" к вершинным достижениям писателя. В высокой оценке этого произведения сошлись даже такие извечные антагонисты, как Ходасевич и Адамович. На основании анализа романа оба критика дали глубокую характеристику сиринского творчества в целом. В. Ходасевич <см.>, как и прежде, главное внимание уделил теме творчества и трагического осознания художником собственной неполноценности. Г. Адамович <см.>, разбирая "Отчаяние", во многом пересмотрел свои прежние...
    2. Брайан Бойд. Владимир Набоков: русские годы. Глава 2. Мир пробуждается: Санкт-Петербург, 1899–1904
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: в которой духовное изящество русского домашнего уклада сочеталось с лучшими из сокровищ европейской культуры… В. Набоков, «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» 1 I Санкт-Петербург. Рассвет, 23 апреля 1899 года [7] . Накануне на Неве начал ломаться лед, но в этот ранний час — солнце восходит уже в 4.30 — снова ударил сильный мороз. На набережной не слышно цокота копыт, лишь ворчит и рокочет ломающийся лед. Повернув от Невы на юг, пройдем через Сенатскую площадь и обогнем памятник Петру I, восседающему на вздыбленном коне, — символ тиранической власти и самого Петербурга с тех пор, как Пушкин написал «Медного всадника». Впереди — Большая Морская, самая элегантная улица в городе. Если мы повернем на восток, пройдем мимо Исаакиевского собора, грандиозный силуэт которого чернеет в рассветном небе, мимо широких витрин Фаберже, под арку Главного штаба, то окажемся на Дворцовой площади. Но в этот день и в этот час свидетелю истории следует пройти мимо немецкого посольства на углу и, повернув направо, направиться на запад. Затем нужно миновать особняк князя Ливана — скоро здесь разместится итальянское посольство, — где шесть кариатид и атлантов поддерживают тяжелый балкон, демонстрируя только пять подмышек (из них одну волосатую). Минуем особняк княгини Гагариной и остановимся у дома 47 на Большой Морской — двухэтажного здания в стиле флорентийского палаццо. Выходящие на восток окна первого этажа еще темны, но на втором этаже уже горит свет. Здесь, в комнате, которая обычно служила ей гардеробной, лежит Елена Набокова: только...
    3. Лейзеров Е.: Слово о Набокове. Цикл лекций (13 лекций о сиринском «сквозняке из прошлого»). Лекция 1. Российские годы младенчества— 1899—1903
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: Набокова делится на два отрезка времени. Первый называется «Русские годы» и длится он с года рождения писателя в России - 1899 до года его эмиграции из Европы - 1940-й. В это время произведения писателя выходят в свет, как правило, на русском языке. Второй промежуток времени (тоже по определению Бойда) называется «Американские годы» и длится с упомянутого 1940 года, года приезда Набокова в Америку, до года смерти - 1977-го в Швейцарии. В этот период творения классика появляются, как правило, на английском языке. «Русские годы» в свою очередь можно разделить на два временных интервала: первый - с года рождения 1899 до года вынужденной эмиграции из России - 1919, второй - время проживания в Европе с 1919 по 1940, из них 15 лет с 1922 по 1937 он живёт в Германии. Сегодня моя лекция касается российских лет детства Набокова, т.е. тех лет, когда он жил в России, наездами бывая с родителями за границей. И здесь уместно привести одно из его лучших стихотворений, написанного в 1939 году в Париже с характерным названием «К РОССИИ». Отвяжись - я тебя умоляю! Вечер страшен, гул жизни затих. Я беспомощен. Я умираю от слепых наплываний твоих. Тот, кто вольно отчизну покинул, волен выть на вершинах о ней, но теперь я спустился в долину, и теперь приближаться не смей. Навсегда я готов затаиться и без имени жить. Я готов, чтоб с тобой и во снах не сходиться, отказаться от всяческих снов; обескровить себя, искалечить, не касаться любимейших книг, променять на любое наречье всё, что есть у меня, - мой язык....
    4. Память, говори (глава 2)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: односторонняя беседа, никак не относящаяся к действительному течению моей мысли. Равнодушный, посторонний, безличный голос произносит слова, совершенно мне не интересные, – английские или русские фразы, даже не ко мне обращенные и содержания столь плоского, что не решаюсь привести пример, дабы не заострить в передаче смыслом их тупость. Дурацкое это явление представляется звуковым эквивалентом некоторых предсонных видений, также хорошо мне знакомых. Я имею в виду не яркий мысленный образ (любимое лицо умершего родителя, например), вызываемый в воображении мощно ударившей крылами волей – одним из самых героических усилий, на какие способен человеческий дух. Не говорю я и о так называемых muscae volitantes– тенях, отбрасываемых на палочки сетчатки микроскопическими пылинками в стеклянистой жидкости глаза, проплывающими по зрительному полю прозрачными паутинками. Ближе к ним, к этим гипнотическим миражам, о которых идет речь, красочная рана продленного впечатления, которую наносит, прежде чем пасть, свет только что отсеченной лампы. Особого толчка, однако, не нужно для появления этих призраков, медленно и ровно развивающихся перед моими закрытыми глазами. Их движение и смена происходят без всякого участия наблюдателя, и в сущности отличаются от сновидений только тем, что он все еще вполне владеет своими чувствами. Они подчас уродливы: привяжется, бывало, жуликоватый профиль, какой-нибудь красномордый ...
    5. Букс Нора: Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. Глава VI. Роман-оборотень
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    Часть текста: Глава VI. Роман-оборотень Глава VI. Роман-оборотень [*] И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал.   А. Пушкин, «Евгений Онегин» 1 Исследователи творчества В. Набокова отмечают строгую композиционную вымеренность и завершенность его произведений. Эта черта просматривается и в отдельных периодах, в частности — в «русском». Романы, написанные Набоковым в Европе, замыкаются тематическим кольцом. Как в первом, «Машенька» (1926), так и в последнем, «Дар» (1937–1938), герой — молодой литератор. Но в «Машеньке» его творчество остается за пределами повествования, «герой занимается чем угодно, только не писательством» [226]. В последнем русском романе «Дар» именно литературное творчество героя составляет текст повествования. В одной из своих статей о романах Набокова-Сирина В. Ходасевич, проницательный и тонкий критик, так определил их общую тему: «Жизнь художника и жизнь приема в сознании художника […] Однако художник, — замечает Ходасевич, — нигде не показан им прямо, а всегда под маской: шахматиста, коммерсанта и т. д. Представив своих героев прямо писателями, Сирину пришлось бы, изображая их творческую работу, вставлять роман в повесть или повесть в повесть, что непомерно усложнило бы...